Многие взрослые жалуются: «Профиль губит жизнь ребенку», «Профили — это бессмыслица», — но все не так просто. Профильное обучение — нужно ли оно? Прежде всего, давайте определимся, что же это такое?
Как говорит Википедия: «Профильное обучение — это система организации среднего образования, при которой в старших (или в средних) классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов».
Предлагаю проанализировать плюсы и минусы профильного обучения, и после этого можно будет сделать вывод: нужно или нет? Начнем с плюсов:
Первый — выбор. Дети сами определяют, какой они хотят выбрать профиль.
Второй — возможность поменять профиль, если ребенку он не понравился.
Третий — это поддержка учителей. Говорю по своему опыту: когда мы поступили на юридический профиль, то нас начали готовить к ОГЭ и ЕГЭ, и в целом — помогать.
Четвертое и самое главное — это учеба по будущей специальности. Если ты выбираешь медицинский класс, то значит, ты, скорее всего, уверен, что будешь работать по этому направлению.
Теперь минусы. Первый минус тоже связан с выбором. Иногда родители отдают ребенка в профиль, даже не обговаривая с ним, не узнав его желание. Самым оптимальным будет — если сыну или дочери выберут профильное обучениена основе их интересов.
Второй недочет — добавление часов базовых предметов. Например, у тебя юридический профиль, и его основные направления: английский, история и обществознание, — а вашей группе почему-то без причины добавляют второй час биологии…
Третий — не во всех школах есть «общеобразовательные» классы (без углубленных предметов). Многие дети не могут выдерживать ту нагрузку, которую им дают учителя профильных классов, и что делать? На домашнее обучение переходить? В другую школу?
Я провел опрос сверстников по данной проблеме, спрашивая их: «Как ты считаешь, нужно ли профильное образование школьникам?»
Было опрошено 47 человек. 32 ребенка ответили, что профили нужны. 15 детей — наоборот, что профильное образование — бесполезная вещь. Вот самые интересные ответы:
Мария, 7 класс: «Считаю, что профили — неотъемлемая часть школьного обучения. Конечно, было бы лучше, если в направления нашей школы добавили бы творческие классы, такие как театральный, музыкальный, кулинарный (почему бы и нет?). Также хочется спросить: почему в социальном профиле один из главных предметов — биология? Мне кажется, что можно было начать профильное обучение на полгода-год позже, когда у каждого будет примерное представление о предстоящей профессии».
Никита, 7 класс: «Я считаю, что профильное образование не нужно, так как по многим направлениям добавляют большое количество базовых уроков, а это не совсем оправданно, лучше было бы так: медицинскому профилю убрали лишние часы математики и добавили анатомию».
Федор, 8 класс: «Смотря какая тебе нужна специальность, то есть при выборе профиля ты решаешь, какие предметы хочешь усиленно изучать для будущей профессии».
Можно подытожить, что профили все-таки нужны. У них много достоинств: добровольный выбор, помощь в подготовке к экзаменам, учеба по будущей профессии… Но есть и недостатки: много часов базовых предметов, узкие направления, слишком большая нагрузка. И от этих негативных моментов необходимо избавляться, так как они мешают учебе.