Музей ситца — одно из красивейших зданий города. Когда-то это был особняк известного в Иванове фабриканта, благотворителя и коллекционера Дмитрия Бурылина. Из его сокровищницы и создали коллекцию тканей. В ней полмиллиона образцов. Сейчас здание выглядит немного иначе. Нет прозрачного купола, в котором была оранжерея. Чем не висячие сады из семи чудес света?
Музей имеет мировую славу, но гостям в первую очередь рассказывают о знаменитых ивановских ситцах, и текстильных «огурцах», как называют некоторые узоры. А вот история здания, построенного в стиле модерн, уходит на второй план. Подробнее о ней говорят на тематических экскурсиях «Особняк в деталях» — в «Ночь музеев» и «Ночь искусств».
Нам стало интересно, каким был этот сад? Но ждать тематической экскурсии не стали. О том, каким был удивительный купол «#23путь» узнал, общаясь с сотрудниками музея. Нам показали раритетные снимки и рассказали, что стеклянный купол не только решал проблему освещения, но через оптические эффекты граненого купола подчеркивал неповторимую атмосферу здания в стиле модерн.
«Роскошная лестница-волна, итальянские яркие витражи, прозрачная часть крыши и зимний сад, вероятнее всего, создавали чарующее впечатление», — отметила руководитель музея Галина Карева.
Идею обустройства «светового фонаря», то есть стеклянного потолка и стеклянного купола Дмитрию Бурылину (собирателю музея «древностей и редкостей», в коллекции которого были не только ткани с его и других фабрик, но и египетские мумии, мозаики Помпеи, уникальные астрономические часы, которые, кстати, называли и 8-м чудом света) предложил управляющий московского отделения крупнейшего страхового общества «Россия» Андрей Каютов, более известный как муж известного русского модельера Надежды Ламановой и главный вкладчик в Дом моды.
Стесненный в денежных средствах, Дмитрий Геннадьевич почти год сомневался в необходимости устройства зимнего сада. Однако выбрав проект парадной лестницы, он понимал, что задний коридор перед парадными залами будет темным.
Вспомнила и о письмах семьи фабриканта, в которых в марте 1904 года отмечается что «нужно сделать точный чертеж вышки,… по нему сделают готовые щиты черепицы …, что в Иванове значительно сократит работу приезжего мастера».
Изготовление каркаса для зимнего сада в особняке связано с заводом металлических изделий. В письмах есть упоминание сметы на этот вид работ на сумму 740 рублей, а также упоминается, что «с момента заказа до покрытия стеклом нужно около месяца». Но труды того стоили. Получилось инженерное и ботаническое чудо, которое добавило городу еще одну достопримечательность.
Стеклянный потолок сохранился в музее до сих пор, а вот купол еще в первой четверти прошлого века был облицован железом. Так что «чудо света», если усилить слово свет, оказалось в тени. Но память о самом необычном ивановском зимнем саде осталась.
К слову, 16 февраля в музее отметят 168-летие со дня рождения Бурылина. И по традиции устроят День открытых дверей. Все желающие могут познакомиться с коллекциями фабриканта бесплатно. Не только из Музея ситца, но и Музея промышленности и искусства, которые соединяет подземный переход, созданный по замыслу все того же Дмитрия Геннадьевича. Традицию Дней открытых дверей завел тоже он. Хотел, чтобы простые люди могли увидеть мир через «древности и редкости» со всего света.