В этом учебном году в Минпросвещении предложили отказаться от мобильников на уроках. Предложение — это не запрет. И где-то в Иванове такая практика уже давно, а у кого-то ее вводят. Но, минуточку. Как же смарт-образование и цифровая педагогика? Телефон доступнее многих других гаджетов, которые можно использовать в школе. «Простоклассники» решили исследовать тему
Кто за, а кто против?
Еще год назад в городе проводили опрос родителей и учеников и более 50% из них выступили за ограничение использования мобильных телефонов на уроках. Нам стало интересно, какая ситуация сейчас? Свой опрос корреспондент «ПК!» Юрий Яковенко провел среди школьников — спрашивал лично и в пабликах: «Телефоны в школе — хорошо, или плохо?».
Откликнулись более трехсот человек, и 85 процентов сказали, что телефоны нужны. против — 4%, воздержались — 10%. Похожий опрос в это же время провели в официальной группе Ивановской области в соцсети, но он рассчитан больше на родителей. И результаты там по всем трем пунктам оказались почти равные.
Школы, в которых мобилы под запретом»
С начала учебного года в нашей школе стали собирать телефоны в обязательном порядке. Честно, у меня был просто шок! Я тот человек, который не умеет жить без телефона. Он просто прирос у меня к руке. Все лето я ходила с телефоном, была на связи 24/7 и искренне надеялась, что этим запретом нас просто пугают. Но отстояв всю линейку и зайдя в класс, я увидела этот злосчастный сейф.
Сейчас, вспоминая первую школьную неделю, я понимаю, что недовольства было больше, нежели неудобства. Мы просто привыкли большую часть времени проводить с гаджетами. К запрету я быстро привыкла», — признается Анна Михайлова, ученица лицея «Гармония».
«У нас телефоны разрешается использовать на переменах, а на уроках отвлекаться нельзя. Телефоны могут потребоваться только в исключительных случаях на уроках, когда сам попросит преподаватель поискать что-то по теме в Интернете. Но и эта практика может уйти совсем. Использовать телефоны на уроках не по теме, действительно, нельзя, потому что можно упустить что-то важное и из-за этого получить низкую оценку!» — говорит Тимофей Зимин из гимназии № 23.
«В нашей же школе запрет действует, когда контрольные и самостоятельные работы. Мы складываем гаджеты в специально отведенное место. И я считаю, что это оптимальный способ решения проблемы, который может удовлетворить всех. Удается избежать списывания, но при этом не тратить на сбор телефонов время каждого урока», — считает Алиса Малышев из школы № 4.
В 3-й гимназии тоже действует запрет. В правилах внутреннего распорядка есть пункт о том, что обучающиеся не имеют права пользоваться мобильными телефонами и другими устройствами во время учебного процесса. Если правила нарушаются, педагог имеет право изъять телефон до конца урока. При повторном нарушении телефон возвращают только родителям.
Мнение учителей
На одной из перемен мы прошлись по 23-й школе и пообщались на тему мобильников с педагогами. Учитель русского языка Калерия Петровна Панасецкая сказала, что использование телефона и интернета детей отвлекает. Они надеется на краткую информацию, которая имеет свойство теряться. К тому же в сети много недостоверной информации: «Выход из ситуации — переходить на кнопочные телефоны. Кражи исключаются, связь с родителями есть».
Пять случаев, когда телефон точно не нужен
Есть соблазн что-то списать
Играть во время уроков недопустимо. Тут не поспоришь.
Звонки отвлекают от учебы.
Гаджеты вызывают зависимость. И трудно дождаться перемены, чтобы взять в руки смартфон.
А из-за глубокого погружения в цифровой мир можно получить реальные травмы. И наши истории это иллюстрируют»
Куда лыжи навострила?»
Глаза в экран, а куда идешь — не видишь. С вами бывало такое? Когда, например, играете в «стрелялки». Или переписываетесь в соцсетях. То есть все внимание переводишь в виртуальный мир. Вот вам такой случай…
Ученик шел по коридору 41-й школы с телефоном в руках и столкнулся с идущей навстречу. Но теряться не стал. Так и не оторвав глаз от любимого гаджета, с гордым видом сказал: «Куда лыжи навострила?». Все бы ничего, если бы перед ним не стояла возмущенная от такого заявления директор.
Думаем, любой бы на его месте испугался. Мальчик сделал виноватое выражение лица и спрятал телефон в карман. Благо, что настроение у директора было хорошее, так что все прошло спокойно и без вызова родителей. Случай комичный, но на ошибках надо учиться. Наш герой теперь с телефоном по школьным коридорам не ходит, стал гораздо внимательнее.
«Потеряла» телефон, потому что просто «вышла из Матрицы»
Одна наша подруга, в школе которой тоже есть запрет на мобильники, на полном серьезе подумала, что потеряла телефон.
Придя в свою школу, она отдала учителю гаджет и ушла на первый урок. А потом вспомнила про мобильник и решила, что потеряла его. Начала паниковать. Поставила на уши всех одноклассников и окружающих. Дошла даже до завуча, чтобы тот помог найти пропажу… Конечно же, никто не стал ничего искать, ведь в этом не было смысла. Телефон все это время ждал хозяйку у классного руководителя.
Удлинитель протянул через весь класс…
Что вы делаете, когда процент зарядки телефона падает до нуля, а новая игра или друзья заждались в сети? Скорее ставите девайс на зарядку, чтобы вернуться в виртуальный мир. На уроке с этим сложности… Но некоторые и из такой ситуации находят выход!
Знаем историю ученика одной из ивановских школ, который протянул шнур из розетки через весь класс. Прямо под носом учителя, и долго оставался незамеченным. А оставшуюся часть урока провел, переписываясь с друзьями и играя. В то самое время, пока телефон заряжался! Конечно, он получил замечание в дневник и очередной вызов к завучу. Но это не самое страшное, что могло случиться.
…и реально рисковал жизнью
Пользоваться телефоном на зарядке нельзя. Летом в Кургане погиб семилетний, в руках у мальчика взорвался мобильник, который стоял на подзарядке. А в сентябре в Казахстане 14-летняя девочка погибла из-за того, что оставила заряжаться смартфон на ночь у изголовья постели. Ранее в Малайзии подросток получил смертельный удар током после того, как подключил наушники к смартфону, включенному в розетку, и лег спать.
Считаем не только минусы, но и плюсы
С тем, что телефон сильно отвлекает, еще в одном из номеров «#ПК» согласился глава города Владимир Шарыпов. И в это же время отметил, что «гаджеты настолько плотно вошли в нашу жизнь, что отказаться от них совсем — трудно». А начальник управления образования Елена Васильевна Арешина отметила, что централизованных мер по запрету телефонов в Иванове не будет и каждая школа примет собственное решение. А может ли в таком случае телефон хоть где-нибудь быть полезным?
Школы, в которых запрета нет
«В нашей школе мобильные телефоны не забирают. Дети часто сидят в соцсетях, интернете, играют в игры. Но в то же время невнимательно слушают тему урока. А кто-то и списывает. Какие-то учителя разрешают электронные учебники, дополнительную литературу для подготовки к экзаменам. В телефоне мы проходим тесты. Я считаю, что нужно находить золотую середину. И лишь единицы учителей на это идут», — считает Ольга Иванова, ученица школы № 58.
«Запрета в нашей школе нет. Но все мы люди, и нужно думать о том, что не всегда твоей соседке Машке будет интересно слушать звуки „стрелялок”, даже если громкость стоит на минимуме. Надеюсь, выбор будет в сторону комфорта окружающих», — говорит Вика Новаковская, школа № 62.
Мнение учителей»
Телефоны, безусловно, нужны в школе для связи с родителями. Я приветствую гаджеты и в случае, если они нужны поиска информации. Но некоторые ученики злоупотребляют», — отмечает учитель английского языка 23-й гимназии Анна Александровна Скотникова.
У завуча и учителя химии 62-й школы Ларисы Станиславовны Тепляковой неоднозначное мнение. Она согласна с запретом на использование телефонов только на уроках, но не имеет ничего против учебников в электронном формате, однако сразу же поясняет: «Телефоны у всех детей разные, а доступ в интернет у большинства лимитирован и это не позволяет использовать телефон, как источник информации». Важно, по ее словам, ограничить телефоны на переменах у младших классов, чтобы они больше двигались. А вот старшеклассникам нужен помощник в поиске информации.
В 4-й школе некоторые учителя сожалеют, что «сборы телефонов — это потеря как минимум пяти минут в начале уроков и пяти в конце».
Пять ситуаций, когда телефон в школе полезен
Этот топ по советам сверстников составили наши «простоклассники» Ольга Иванова и Юрий Яковенко. Вот она — реальная польза смартфонов:
Можно носить электронные учебники и другие книги.
Погуглить тему, по которой в школе пока мало сведений.
Не надо печатать тестовые задания и можно фиксировать материал, когда не успеваешь записать лекцию.
Перемены можно сделать разнообразнее. Игры — это расслабление, по статистике больше всего стресса испытывают именно российские школьники. На втором месте — Китай, на третьем — Германия, сообщают Harris Insights & Analytics и LEGO Education.
Всегда на связи с родителями/экстренными службами
Мобильники на уроке физики и учебных квестах
Год назад «#ПК» писал про квест «Код героя 37», посвященный 100-летию губернии». Он стартовал в стенах музея 56-й школы: ученикам выдавали конверт с вопросами, которые расшифровывали с помощью QR-кода и узнавали что-то интересное про улицы. Одним из авторов проекта стал «Педагог года» в Иванове и области Иван Попов.
На уроках физики в том же году он использовал телефоны, чтобы доступнее объяснить ребятам материал. Но, конечно, не на каждом уроке, а только когда это действительно помогает. Например, при решении задач по теме «Механическое движение». «Многие говорят, что на уроках можно использовать компьютеры, планшеты, но это сложно в плане подготовки, а мобильный телефон есть у каждого ребенка в кармане. Показать детям, что телефон это не только средство развлечения, и интернет это не только источник развлечений, но и источник информации, — важно», — отмечал педагог в телеинтервью.
Школьник оживил картины Левитана
И это стало возможным тоже благодаря телефону. Федеральная сеть «Кванториумов» рассказала про приложение «Ожившие картины», которое разработал ивановский школьник Александр Кириллов. «ПК!» узнал, что мальчик учится в 7-й школе.
Приложение позволяет буквально попасть внутрь картины: увидеть, например, движение волн и услышать плеск воды на известной работе Исаака Левитана «На Волге». Картину недавно специально привезли в Плесе из Третьяковки и на выставке презентовали мобильное приложение. Его поддерживают все андроид-устройства. «Оживить» можно уже восемь картин живописца. По словам «кванторианца», на разработку приложения ушло полгода, а анимацию сделали всего за пару дней. Раз в неделю Александр может добавлять и новые картины.
Лайф-хаки от «#простокласса»
Для хорошей учебы ничего не надо, кроме усердия, хорошей памяти и внимательности. Но что делать тем, у кого плохо с этим, а людей способных помочь разобраться нет? Есть приложения, которые помогут понять, запомнить тот или иной материал.
1. «Книга вслух»
Чтобы прочитать всю литературу из списка «по программе» требуется больше 24 часов в сутках. И одним из решений может стать прослушивание аудиокниг по дороге на учебу или домой. У приложения множество настроек. Например, можно скачать дополнение с другим голосом.
2. Coursera
С помощью этого приложения вы можете найти и посмотреть множество самых разнообразных курсов от химии до истории искусств от ведущих вузов мира.
3. «Слово дня»
Этот карманный словарь не даст показать себя невежей и поправит эрудицию. Ежедневно над приложением работают филологи.
4. ABBYY Lingvo Live
Этот переводчик — один из самых нужных современным школьникам. В его коллекции свыше 140 словарей для 15 языков (включая фразеологические и профессиональные), а также карточки для запоминания.
5. Puzzle Alarm Clock
Для человека, любящего поспать, обыкновенные будильники не подойдут, ведь можно отключить смартфон и снова уйти в сон. Только не с этим приложением. Для того, чтобы его отключить, придется решить головоломку, подумать над задачей, сканировать QR-код, распознать капчу.
6. «Меморадо»
Это игры и тесты, направленные на развитие памяти. А она лучший друг в учении.
Пишите в комментариях, как с телефонами обстоит в ваших школах. И надеемся, что мы не окажитесь «не «алло», когда это будет жизненно необходимо.