Смотреть «Умников и умниц» на экране и вживую — разные вещи. В этом году нам с Лерой Рябовой повезло побывать на съемках легендарной телевизионной олимпиады и представить родную гимназию. Причем Леру на региональном этапе отобрал для передачи лично Юрий Павлович Вяземский. Смотреть передачи можно каждую субботу, а съемки шли целых четыре дня почти по девять часов
День 1. Get ready
Вспоминаю, как будто это это было только вчера. Студия стала для меня шоком. Увидеть «другую сторону» оказалось волнительно, в первые несколько минут я просто вертела головой. Не каждый день видишь камеры на длинных двигающихся установках, многоуровневые переходы и всю световую аппаратуру.
В первый вечер съемок не было — лишь репетиция, во время которой нас рассаживали, делая красивую картинку, показывали, что и как делать, как вставать, когда отвечаешь на вопрос с трибуны, когда хлопать. Хлопали мы действительно много: Юрий Павлович сказал фразу — мы хлопаем; начал представлять судий — хлопаем; начинается/заканчивается агон — хлопаем; и, когда сразу нескольким людям несут ордена и медали, мы — вы уже угадали — хлопаем. Все это нужно было для того, чтобы зритель видел динамичную передачу, полную эмоций, а не скучную олимпиаду.
День 2. Let’s start our journey
С началом съемок всё стало по-другому. Теперь в гримерных мы сидели в парадной одежде, с листами конспектов, исписанными тетрадями, планшетами — каждый пытался «надышаться», выхватить факты в последний момент. Мы еще плохо знали друг друга, но, несмотря на это, все уже казались «своими» — в конце концов, в одной передаче снимаемся, и каждый присутствующий — «умница».
Даже помня о долгих съемках впереди, никто не сидел с грустным видом — наоборот, активничали, как могли, перебрасывались шутками, в перерывах собирались у стола с чаем, печеньем, шоколадом и баранками — единственной едой, которая была в студии.
На площадке всё тоже изменилось. Включенные камеры, настроенный свет, много людей из съемочной группы, бесконечно что-то делающих и двигающих — таким нам предстало закулисье передачи. Кстати, в реальности и декорации, и картинка в целом смотрятся совсем не так, как по телевизору.
Юрий Павлович оставался все таким же доброжелательным — не исчезли шутки, часто были поводы улыбнуться. В жизни он даже лучше, чем на экране — даже если неправильно отвечаешь на вопрос, он лишь скажет быть внимательнее. Это, наверное, главное в человеке — несмотря на высокое положение, оставаться простым в общении и вежливым в любой ситуации.
Каждый день снимали сразу по четыре передачи — материал сразу на месяц. Самым сложным было сидеть с первого по последний агон прямо и не показывать, что в студии ты уже восьмой час; когда съемки идут больше часа без перерыва, а затем еще и еще, возникает чувство «Дня сурка».
Для меня тема Греции оказалась сложнее других. Пытаясь взять и древние времена, и события девятнадцатого века, теряешься в действиях и датах, делаешь упор на одни факты, а задают вопросы совсем по другим. Я набрала очень много материалов по философам, но спрашивали про них не так много, как хотелось бы. С мифологией случилось то же самое: учить — учила, а применять было негде. И это одна из черт передачи — ты можешь прекрасно выучить одни аспекты темы, а понадобятся те, о которых ты даже не задумывался.
Второй агон принес нашему региону радость: Катя Милашова прошла в полуфинал с дорожки. Слов не было — одни эмоции; в перерыве были вне себя от радости, что человек из Ивановской области, в этом году впервые принимающей участие в «Умницах и умниках», пойдет дальше.
День 3. It’s not always as easy as you want
Вторая тема игр — театр. По нему у нас уже был региональный финал; с него же осталась толстая папка конспектов, плюс под шестьдесят страниц на электронной книге. Пришлось повторять в два захода: поздней ночью и утром перед съемками.
Случилось то же, что и днем ранее: сделала ставку на одни детали, не повторив другие, которые стоили мне орденов. Выучила все студии МХТ, но не обратила внимания на цитату о Вере Комиссаржевской; запомнила про отзыв Сталина о спектакле, но не доучила премьеру «Принцессы Турандот». Самое обидное — когда помнишь, что что-то читал, где-то видел/слышал имена и факты, а где именно — в мыслях не всплывает. И вспоминаешь в последний момент, когда на вопрос уже отвечает кто-то другой.
Часто просто не спрашивают потому, что руку раньше поднял другой участник. И когда он получает награду, думаешь: ну я ведь тоже знал, ну как так. Виноват сам формат, с которым ничего не поделаешь: игра есть игра, и, в общем, она учит нас жизни. Будь быстрее и смелее, и получишь плюшки.
Тем не менее, хотя бы медаль мне урвать удалось: выбросила руку вверх на вопросе о скоморохах в эпилоге. Чувство, когда тебе под аплодисменты приносят приз за ответ, непередаваемо: ты просто знаешь, что хотя бы немного ты молодец.
Несмотря ни на что, из Останкино выходила радостная, пусть и не совсем довольная своей работой. Медали нам сказали везти домой, так что трофей у меня уже был. Оставалась последняя тема игр и последний день съемок.
День 4. Anyway, you did well
По правде говоря, до игр никто до конца и не понял, что именно заключается во фразе «Пушкин — наше все: последующие писатели, художники, композиторы», и очень волновались, правильно ли готовились. Однако на деле тема оказалось самой легкой из всех трех.
Вопросы были в основном по цитатам о великом поэте, о самом известном ему памятнике 1880 года. В общем, даже просто прочитав и заучив слова последующих литераторов об Александре Сергеевиче, можно было ответить много раз. Мне удалось захватить еще одну медаль — за дополнение цитаты Твардовского, и обменять уже две на орден, который я и привезла домой. Награды увезли также Лера (медаль) и Валя (орден).
Сложнее всего было, наверное, прощаться. Честно сказать, до сих пор иногда хочется снова вернуться в ту студию, увидеть тех людей и снова прочувствовать атмосферу. И такая возможность есть — каждую субботу в 8:55 на Первом канале можно смотреть передачи с нашим участием.
Советы тем, кто хочет на «Умники и умницы»
Не пренебрегайте «Википедией». Но на ней одной все же не подготовишься. Ищите энциклопедии, научные труды, чаще бывайте в библиотеке.
Зубрите. Просматривайте выделенные строки конспекта. Передача требует такого знания материала, чтобы по нескольким словам в голове выскакивали ассоциативные факты, а рука взмывала вверх.
Не отказывайтесь от помощи. Любая книга, любой сайт, который вам посоветуют, будет маленьким вкладом.
Наслаждайтесь. На региональных играх темы были мне действительно интересны — поэтому и изучала я их долго и с удовольствием. Но если вам кажется, что тема — «не ваша», попробуйте просто в ней копаться.
Не бойтесь. Поднимайте руку, даже если мысль просто вертится — чаще всего факт вспоминается через несколько секунд после вопроса.
Помогайте друг другу. Так можно набрать в два раза больше материалов — никто не знает, кому из вас какой именно вопрос достанется.
Вы сильнее, чем думаете. Просто попробуйте и работайте.
Самый короткий путь к победе
Конечно, это красная дорожка. На ней нельзя ошибаться. Но можно пойти ва-банк, если ответ все-таки неверный. И 11-классница из Родников Екатерина Милашова таким шансом на «Умницах и умника» воспользовалась. И вышла в полуфинал игры. Его еще только будут снимать в феврале. Журналистам девушка уже рассказала, что Юрий Павлович Вяземский на съемках старается поддержать ребят и задает отвлекающие вопросы, но в передачу они не входят.
«Умники» вырывают из рутины
Телевизионная олимпиада совершенно отличается от просто олимпиад. Необычный формат, непривычные темы, ставящие порой в тупик, — все это существенно расширит ваш кругозор, вытолкнет из «зоны комфорта», научит справляться со спонтанными ситуациями и быстро менять траекторию движения. «Умники» вырывают из рутины, заставляют быть в нескольких местах одновременно и эффективнее управлять временем. Вы научитесь тому, что в жизни всегда есть место новым делам и событиям, главное — действительно захотеть, чтобы они случались.