Мы решили отметить День Театра в Челябинском драматическом молодежном театре… и праздник получился восхитительным!
Режиссер Дмитрий Писарев подготовил для зрителей экспериментальный спектакль-лекцию. Спектакль-лекция? Может быть, это скучно? Но только не в Молодежном театре! Исполнитель понятным и доступным языком, взаимодействуя с аудиторией, рассказал об основных этапах развития зарубежной театральной драмы ХХ века, а помогали ему в этом…дедушка Мазай вместе со своими зайцами!
За основу режиссер взял всем знакомое стихотворение Николая Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» и представил его в разных театральных направлениях.
Что такое «драма»?
Оказалось, что большинство зрителей не знают ответа на этот вопрос, несмотря на то, что драматические театры самые распространенные в России. Участники лекции общими усилиями смогли сформулировать свои варианты понятия. «Драма — это нарушение порядка во взаимоотношении с миром!» — хором ответили актеры.
— Классический театр показывает нам человека, находящегося в этом состоянии. Драма может быть разной по жанрам: когда все заканчивается хорошо — это комедия, когда все плохо — трагедия, компромисс — классическая чеховская драма. Самое главное — ощущение героя, — подчеркнул режиссер.
Шесть разных театров
После теоретического введения зрители увидели мини-спектакли, всего было отмечено шесть направлений. Первым актеры представили «Театр жестокости», который создал французский драматург и теоретик театра Антонен Арто. Основатель считал, что «театр жестокости является театром жизни, и, тем самым, он видит изначальную жестокость человеческого бытия». Сюжет про Дедушку Мазая и зайцев был представлен по мотивам пьесы «Кровавый фонтан». Было жутковато и одновременно смешно.
Далее зрители узнали о принципах «эпического театра», основоположником которого стал немецкий драматург Бертольд Брехт. Основной принцип — эффект отчуждения. Считалось, что в театр люди приходят не сочувствовать, а думать. Цель театра Брехта — разбить иллюзии, а использует он очень простой прием…Песни! Что и было мастерски исполнено актерами.
Следующая постановка была в стиле психодрамы, созданной психологом, социологом, теоретиком «спонтанного театра» Якобом Морено. Спонтанный театр использовался в качестве терапии в психологии. Суть в том, что зритель становится участником спектакля и должен выполнить все, что ему говорят. Смотреть на участников — зрителей было очень интересно, кстати, зрители в Молодежном тоже очень талантливые. Зал буквально лежал от смеха.
Представили участникам лекции и постановку в жанре театра абсурда. Зайцы, в ожидании Деда Мазая, пообщались в стиле пьесы ирландского драматурга Cэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Автор передает зрителю свое ощущение какой-либо проблемы, постоянно нарушая логику. Тот сбит с толку и испытывает определенный дискомфорт, но в этом и есть цель такого театра — избавить зрителя от шаблонов в своем восприятии, чтобы он взглянул на жизнь по-новому.
Постмодернистское направление в виде перфоманса «Мы — зайцы» буквально взорвало зал. Вроде обычный флешмоб, актеры вышли в зал и побудили зрителей покричать вместе с ними, а получилось настоящее веселье. Все были вовлечены в процесс, было круто почувствовать себя участником пьесы.
И завершала лекцию самая веселая постановка «Театр художника», которую Дмитрий Писарев назвал «Я так вижу!». В ней соединились все жанры одновременно. Незабываемо!
Спектакль-лекция стал настоящим подарком зрителям к Международному Дню театра. Увлекательным и познавательным! И самое главное, побуждающим почитать о Брехте, Арно, Ионеско, постмодернистах… и снова прийти в театр!