Фразы, полные энергии, фразы-крещендо с барабанной дробью, с ударами тарелок, со звуками, которые говорят: послушай, это что-то важное! Таков стиль спецкора канала «Россия 24» Евгения Нипота. А начинал он со школьной газеты, как и мы. И тоже в Иванове. И с удовольствием продолжает общение с подростками, открывая секреты успеха
Нет ничего круче, чем истории реальных людей
В Севастополе он делал интервью с тренером боевых дельфинов. Был на Курилах. Летал в Сирию.
«Что я могу сказать про журналистику? Это безумная работа, которая бросает тебя в те условия, в которых нормальный человек вообще никогда не окажется», — говорит Женя.
Например, в палате, где ведут трепанацию черепа. С такой профессией не знаешь, каким будет завтра.
«Никогда не знаешь, — заверяет наш герой. — Мне могут позвонить и сказать, ты должен быть через пять часов в Москве. Я скажу вам: „Адьос, ребята!”. И поеду. Это профессия, которая заставляет тебя ориентироваться в событиях, которые ты не можешь контролировать».
Плюс — в роскоши человеческого общения, отмечает спецкор «России 24».
«Невозможно придумать ничего круче такого сюжета, что происходит в судьбе людей. И это кайф! Это трудная профессия, но, если вы ее выберете, вам никогда не будет скучно».
Улетный материал
И спокойной жизнь, по его словам, тоже не будет. Вспоминает, как взлетал на самолете, а нужно было срочно записать начитку на телефон и отправить файл в редакцию. Если не передать материал оперативно — «налету» — он «сгорит». А в салоне шумно.
«Залетаю в туалет и начитываюсь там. Но заводятся двигатели. И я такой: «Нет!!!». Накрываюсь пиджаком. В последний момент файл улетает, а у меня пропадает связь. Четыре часа я лечу из Хабаровска в Новосибирск… Долетел ли файл до редакции, не известно и что-то изменить уже нельзя, — говорит Женя. — Просыпаюсь от того, что самолет пошел на посадку. Включаю телефон и получаю смску: «Все сделали».
Главное, чтобы костюмчик сидел
Этот случай Женя Нипот называет самым забавным в его работе. Хотя нам было бы не до смеха. А вот еще несколько случаев.
«Абакан. Мы едем в машине. Маленькая щелочка окна. И меня заливает водой из лужи. Меня спасает пиджак. И я такой сухой сверху, а снизу — в грязи. Дальше у нас крадут микрофон и потом подкладывают в рюкзак звукорежиссеру. Потом оказывается, что-то меняется в повестке дня. И вместо того, чтобы закончить в восемь — работаем до двух часов ночи», — вспоминает журналист.
В общем, журналистика 24 часа в сутки.
Скелет текста от Жени Нипота
С ивановскими школьниками спецкор «России 24» поговорил о том, как писать тексты, которые реально заинтересуют.
«Текст не должен быть скучным, унылым, монотонным. И звучать, как заезженная пластинка. Ухо требует от вас разнообразия. Не только ухо, но и мозг. Надо изменять длину предложения, надо создавать музыку. Письмо поет. У него приятный ритм, мелодика, гармония», — говорит Женя.
И приводит пример «синтаксической плюшки», которую нашел в Интернете:
«Я использую короткие фразы. Потом фразы средней длины. А когда я уверен, что читатель, зритель отдохнул, я использую фразы подлиннее. Фразы, полные энергии, фразы-крещендо с барабанной дробью, с ударами тарелок, со звуками, которые говорят: послушай, это что-то важное!».
Журналист отмечает, что тексты будут разнообразными, если мы будем давать человеку какие-то ассоциации: со звуком, с чем-то вкусным, со светом, ярким светом надежды или, наоборот, зловещим.
Сто оттенков красного
Женя называет это «прилагательными цвета» (не оценочными прилагательными — «гадкими»). Так, говорим не «зеленый», а «яблочный».
«У красного — сотни оттенков. Ваши тексты должны быть наполнены этими самыми ассоциациями и тогда человеку будет интересно их читать», — уверяет наш гость.
Глаголы тоже должны быть цветными. И живыми, яркими. Гиляровский писал, что он не шел, а скользил по снегу, а снег не шел, а припорашивал. Используете синонимы. И не должно быть повторов. Подчеркивайте их карандашом в тексте. Уходите от «я» в новостях. Строить их Женя советует по принципу перевернутой пирамиды. Объясняет, рисуя на доске. И вот пирамида получается похожей на «плавленый сырок». Самое время продолжить кулинарную тему и сказать про изюминку в тексте.
Изюминка-с!
Вы когда-нибудь слышали историю, как появились булочки с изюмом? Женя рассказал, что однажды в лавку со сдобой зашел генерал-губернатор. И в булке он обнаружил… таракана. Оправдываясь, пекарь сказал первое, что пришло в голову: «Это изюминка!». «Да где это видано, чтобы пекли с изюмом?» — удивился чиновник. А кулинар зашел в кухню и бросил в изюм в сдобу, которую готовил к выпечке.
Спросите, причем журналистика? Изюминка нужна всегда. Так вкуснее. А вот «лживый таракан» в тексте, конечно, не нужен. Вот вы, когда читали сочинения одноклассников, замечали, что где-то преувеличено, а где-то и вовсе придумано?
Чтобы глаза горели, а нос был теплым
Главное качество, которое нужно журналисту — любопытство. Нужно, чтобы глаза горели, а нос был теплым.
— Если вам это интересно, будет интересно зрителю. Начало текста или сюжета должно быть максимально интересным, — отмечает Женя.
— А если камера не лучшего качества? — спрашиваем мы.
— Неважно. Главное, чтобы монтаж был хороший.
— А если звук плохой, а микрофон дорогой?
— Сейчас можно на смартфон записывать звук. Было бы желание.
— А какая у тебя самая запоминающаяся съемка?
— Я надеюсь, что ее еще не было, — заканчивает блиц-опрос журналист федерального канала.