Вполне могла бы вести и географию, ведь жила и на Дальнем Востоке, и в других уголках Азии, а также Африке и Европе. И это понятно, ведь большая часть жизни нашей учительницы связана с армией, ее муж — офицер. А она хоть и учитель, но об армейской жизни знает не понаслышке. А ее отряд уже несколько лет участвует в различных соревнованиях, встречах с ветеранами и нынешними военнослужащими.
В общем, легендарный педагог. Не удивительно, что в год 100-летия Иваново-Вознесенской губернии ее отметили почетным знаком. Услышав про почетную награду, я узнать побольше о жизни Любови Александровны, ведь она Учитель с большой буквы!
— Почему Вы стали учителем?
— Ну, мой дорогой, я учителем стала не просто так. Я выросла в семье учителей. Правда, еще до института я отработала в ясельках детских. Потом три года училась в Ивановском медицинском университете. Но вышла замуж за офицера, а его отправили в Германию, пришлось прервать обучение (доучивалась в Ярославле через несколько лет на химико-биологическом факультете). В Германии пробыли пять лет. Но работать нам было негде, да и не разрешали. В 1973 году мы приехали на Дальний Восток, жили рядом с заливом Петра Великого.
Была там малокомплектная школа, во всей школе 36 человек — и все дети наших военнослужащих. Уроки вели солдаты срочной службы (физкультуру, например) и мы… Еще, три года были в Северной Арабской Джамахирии (Ливия). Мы бы и хотели там работать, но снова запрещали. За границей я работала только в Монголии, в 1988–1991 годах. Там была школа наша, советская. Но было много детей монгол. До сих пор связь держим с некоторыми через Интернет.
Потом мы поехали в Белоруссию, там я работала методистом в школе. За все это время у меня чисто педагогического стажа 39 лет, а еще медицинский. Когда я начинала рассказывать некоторым своим детям (ласково называет так учеников класса, в котором была классной), они мне говорили: «Любовь Александровна, вы так красиво придумываете!» (смеется).
— А что самое сложное и интересное в профессии педагога?
— Интересное… Так, как мы часто переезжали, то каждый раз, когда приходишь в коллектив — видишь новизну. Мне всегда интересна была новая обстановка. Новые дети, их становление. Потом, как мы становимся с ними друзьями и хорошими приятелями. Разные люди и национальности. Я человек общительный, открытый и всегда мне нравилось, что у нас был хороший коллектив. Если не будет дружбы и взаимопонимания, то все пропало. Это самое главное.
Трудное… (задумалась). Это когда тебя не понимают. Уже душу выворачиваешь наизнанку, не можешь достучаться. Обидно и трудно, вот что такое, когда тебя не понимают. А еще хуже, когда тебя просто не хотят понять! И такое, к сожалению, бывает.
— Как вы пришли в нашу школу?
— Мы в Иваново приехали в 1995 году. Сначала, правда, в 23 гимназию меня определили в управлении образования. Та пора была тяжелая, платили мало, педагоги уходили из школ. Учитель из той школы как раз ушла и оставила выпускников без руководства. Меня и поставили на этот класс. А потом меня попросила сходить в 3-ю школу тогдашний учитель биологии, возьмите там подработку, говорит, она к тому же рядом с вашим домом.
Пришла к Ларисе Алексеевне Манакиной (директор нашей школы в те годы). Нужна подработка, говорю. А мне она предложила на постоянную. Это было уже в 1996 году. Месяца три я работала на две школы. Но нужно было сделать выбор. Я сделала и не пожалела! Дети шутят, что они уже давно на пенсии, а я все «воюю». Сейчас понимаю, пора уходить, но очень не хочется дома сидеть. Годик еще точно поработаю!
— Спасибо Вам за терпение и труд, доброту и понимание. Очень здорово, что судьба после стольких дорог привела Вас в нашу школу, подарила нам возможность познакомиться с таким неспокойным и увлеченным своим делом человеком.