Театральное искусство занимает значительное место в современном культурном пространстве школьника, поэтому в Новокузнецком Драматическом театре существует целый ряд постановок для подросткового и юношеского возраста. «Вождь краснокожих» — это премьерный спектакль, который являет собой живую классику школе
Первоисточником этой театральной постановки является одноименный рассказ-новелла О. Генри, написанный в начале ХХ века. Почему режиссер Михаил Медведев обратился к этому произведению спустя век? Возможно, потому что проблемы, поднятые в первоисточнике актуальны и сегодня.
Чтобы зритель прочувствовал атмосферу эпохи и увидел все вблизи, действие происходит в декорационном зале. В центре сюжета спектакля мальчик по имени Джонни Дорсете (Даниил Нагайцев). Он предстает трудным подростком, хулиганом и сорванцом, который не дает никому покоя, даже бандитам, которые его похитили. Почему он такой? Что заставляет его совершать плохие поступки? На самом деле, он просто хочет, чтобы его заметили. Режиссер поднимает проблему родительского невнимания к детям.
Джонни растет сам по себе. Когда он понимает, что похищен, то, делясь своими переживаниям со зрителями, говорит: «Я сначала хотел пожаловаться папе, но ему некогда, он считает свои денежки». Язвительная интонация подростка говорит об обиде на родителя. Он считает себя ненужным, ему от этого больно.
Зрителям были интересны игры Джонни с похитителями. Они весело хохотали над тем, как мальчик наказывал бандита-ученика. Игра в школу показывает, что он не только без надобности родителям, но и учителям. Они не хотят его понять, ребенок для них не удобен: доставляет массу хлопот. Джонни, выступая в образе учителя, демонстрирует обстановку в школе, в которой ему некомфортно. Во время игры герои используют в речи целый ряд вульгаризмов. Это показывает их низкий культурный уровень и вызывает смех в зрительном зале.
Особое внимание зрителей привлекает игра «укротитель — лев», где мальчик исполняет роль лидера, демонстрирует качества, которые взрослые в нем не замечают: ум, смекалку, актерский талант.
В отличие от первоисточника, режиссер не показывает, например, город, отца Джонни. Он концентрирует внимание зрителя на пещере, в которой Сэм (Александр Шрейтер) и Билл (Анатолий Нога) строят свои взаимоотношения с мальчиком. Наверное, главное для режиссера — показать историю взросления Джонни в трудной жизненной ситуации.
Кульминационной сценой является монолог Сэма о деньгах. Он говорит о том, что деньги — главное в жизни человека, что похищение ребенка является способом их добычи. А Джонни проводит параллель, что и для его отца деньги превыше всего и даже превыше сына. Мальчик с горечью замечает: «Никому я не нужен». И зритель понимает, что главное в жизни — любовь и согласие между людьми.
Этот спектакль-вестерн можно считать трагикомедией. «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». В финале Джонни остается с Сэмом и Биллом. Они хотят написать пьесу о своих приключениях, поставить ее на сцене — главным образом, для отца мальчика, чтобы показать ему, что Джонни заслуживает родительского внимания, что он хороший ребенок, просто часто совершал плохие поступки.
Несомненным достоинством спектакля является игра со зрителем. Актеры просят помощи у зала, им выдается хор разных ответов, восклицаний. И возникает ощущение, что все эти мысли — внутренний монолог героя.
Сегодня зрителя, обладающего различными гаджетами и современной техникой, сложно удивить в области декораций и сценического освещения. Но художник Александр Чернов справился с этой задачей. Достаточно яркие костюмы и интерьер передают американскую эпоху начала ХХ века. Спецэффекты (смена света, дым, горящий костер) завораживают зрителя, создают интригу, погружают в атмосферу действа.
Посмотрев спектакль Михаила Медведева по произведению О. Генри «Вождь краснокожих», понимаешь, что главное в жизни человека — семья. А деньги — это одна из возможностей удовлетворить свои потребности.
Хочется пожелать режиссеру, художнику и актерам, создавшим эту интерактивную театральную постановку, вдохновения, новых творческих идей, которые помогут сделать мир лучше, доставят эстетическое наслаждение как юному зрителю, так и взрослому.