Поздоровайтесь. Эту крепкую и статную женщину зовут: «Литература». Но она на костылях. Однажды её просто записали в список инвалидов, решили, что ей нужна помощь, что литература удел взрослых: «Дети перестали читать», «Подростки глупеют», «Телевизоры-высасывают их мозги»
А сейчас давайте стремительно и уверенно вынем костыль из-под руки «Литературы», нам не нужны бумажки, в которых кто-то начеркал летнее чтение. К чёрту стереотипы, всю «макулатуру» в мусор, мы будем стоять на «своих» двоих.
«Великих надо знать!» — говорит учитель литературы. Только, что вы подразумеваете под великими? Может, я считаю великим друга, который съел 5 кило мороженного и не слёг с ангиной. Возьмём, к примеру, Майкла Фарадея, он создал электродвигатель, динамо, униполярный генератор и воздушные шарики, этот парень подарил детям всего мира радостную молодость, можете ли вы представить своё детство без униполярных генераторов? Я с трудом. Вы не будете отрицать его достижения, ведь вон они тут, прямо перед вами.
Но результатом трудов писателей выступает искусство — штука склизкая. Попробуешь поймать, замараешь руки, легче поставить за эту чертовщину кругленькую сумму и дождаться пока её купит какой-нибудь дурачок.
А уроки литературы, разве это не просто попытка «Министерства Образования» вырастить для себя классных собеседников, которые читали их любимые книги. Правда, у меня нет никаких претензий к учителям, особенно любящим свой предмет всем сердцем, в конце концов, есть штандарты, которых они обязаны придерживаться.
И что же, убрать уроки литературы? Вы скажете: «Так нельзя, народ надо приобщать к высокому искусству». Для начала- «приобщать » и «порабощать» звучит почти одинаково, но это не одно и то же. Я понимаю, в средние века без уроков литературы всё было вообще отвратительно, люди читали лишь чуть больше, чем мы сейчас, очень мало, но… большинство читать то не умело. Если хотите приобщить кого-то к литературе — обучите его грамоте и дайте что-нибудь лёгкое для начала, пройдёт время, он сам придёт к сложным и глубокомысленным произведениям. Если нет, если его предел — это простое чтиво, то у меня плохая новость: это называется глупость.
А глупость — это надолго, возможно, даже на всю жизнь, и тут никакая литература не поможет.
Из личного опыта: Лучший пример правильной литературы — уроки осмысленного чтения. Это что-то несерьёзное, неформальное, введенное всего на год. Зато какой год! Как только с крови нашей спало давление программы, интерес сам прилил к сердцу. Именно тогда я прочитал роман «Дающий» Лоис Лоури, понял, что очень сносно перевариваю жанр антиутопии и вопреки этому, недолюбливаю Брэдбери… да Хлебоягодный мне не по вкусу, но я дочитал «451 градус по Фаренгейту «. Просто потому что все его активно обсуждали, и я не хотел сидеть в запасных. Мы смотрели фильмы по книгам, буктрейлеры, проводили викторины, и теперь этот предмет занимает заслуженный уголок в моём чердачке разума, даже «451 градус по Фаренгейту». Сейчас я частенько вспоминаю эту книгу, она, как хорошее вино с годами, раскрывает свой вкус. Я рад, что мы не докатились до общества, показанного Рэем Брэдбери, мы не сжигаем книги, мы выжигаем желание их читать.