На Форуме Образования во всем многообразии собраны все достижения современной науки и техники в области обучения и применения полученных знаний на практике. Но современное образование существует далеко не только за счет результатов научно-технического прогресса, фундаментальные изменения в области духовной культуры также оказывают несомненное и прямое влияние на формирование новых систем обучения
В одном из павильонов проходит оживленная панельная дискуссия на тему новаторских решений в области современного образования. Замещение общей системы обучения индивидуальными траекториями, экономика информации, успешный стартап — такими понятиями перебрасываются между собой участники дискуссии. Давайте попробуем расшифровать, понять и объяснить диалектику современного бизнеса, и, что есть самое главное для настоящей статьи, его влияния на молодежные массы в сфере школьного обучения.
Об индивидуальныхтраекториях сегодня знает почти каждый школьник, эта система возниклакак следствие появления ценностей самовыражения личности. Честно говоря, глядя на собрание учащихся лиц на форуме Город Образования, трудно поверить в то, что каждая из них является носителемнекой уникальности, которая вступает в реакцию с системой общего, отживающего свой век, образования, производит бурную катастрофу со всемивытекающими последствиями. Скорее, это обыкновенная толпа школьников, более напоминающая недисциплинированных пионеров, но, будем надеяться, что первое впечатление обманчиво и индивидуальные траектории обучения(далее ИТ) смогут проявить и развить индивидуальности молодых сынов нашегопрогрессивного города. ИТ ориентированы на осуществление учащимсяосознанного выбора тех областей знания, которые он полагает полезнымидля изучения. Я рассматриваю области знания именно в контекстеполезности по той причине, что основой данной статьи являетсявышеупомянутая дискуссия, где феномен знания в ином контекстене рассматривался. Выбор предметов посредством ИТ должен по идеепривести к возникновению обилия новых направлений в обучениии возрождения многих старых, но дело в том, что исходяиз критерия полезности, набор предметов, самостоятельно и осознанновыбираемый учеником, сводится к нескольким наиболее прибыльными престижным профессиям: менеджменту, дизайну, управлению, журналистике, политике. Таким образом мы можем гипотетически предполагать, что возникновение ИТ обучения приведет к простому замещениюпривычного набора предметов новым набором, более актуальном в мире, где знание представляет собой продукт, а наличие экономики знанияпредставляет собой единственный фактор, побуждающий молодое поколение получатьобразование.
Экономика знания — явление, весьма характерное для капиталистическогообщества. Оно представляется современному человеку чем-то вроде дорогив райскую обитель, где больше не будет сухой теориии тиранов-учителей, но каждый, так или иначе связанныйс предложением и приобретением информации, будет иметь перед собойконкретные практические цели и любое непонимание будет устранятьсяавтоматически. Во время дискуссии прозвучала фраза одногоиз спикеров: «Человек может иметь перед собой великие цели только тогда, когда у него удовлетворены базовые потребности». Страшно представить, что в такой парадигме мировоззрения может скрываться за понятием»великие цели». Неудивительно, что феномен экономики знаниябыл сформирован именно в эпоху, когда эта парадигма являетсяпреобладающей. Я не стану говорить о том, что подобнымисуждениями мы дискредитируем весь объем опыта великих людей прошлого, таких как М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, ВинсентВан Гог и других, чье стремление к знаниюи творчеству не замечало преград нищеты и других физическихстраданий. Экономика знания не отвергает феномена искусства ради искусстваи науки ради науки, она просто мягко замещает их болеематериалистическими ценностями, которые многим представителям современногопоколения представляются логичными. Стоит надеяться, что в ближайшембудущем поколение метамодерна, приходящее к осознанию «животности» этойлогики вложит в термин «успех» совершенно иной смысл — духовного роста, реализации своего творческого потенциала и получения наибольшегоколичества знаний просто ради того, что как можно более темных пятенна карте нашего сознания озарились светом осознанности.
Форум Город Образования предлагает учащимся составитьпредставление об окружающей их действительности, отреагироватьна нее, составить о ней свое собственное мнение. Тема панельнойдискуссии, которая по совместительству является темой настоящей статьи, также предлагает обширное поле для размышления. Я надеюсь, что оно принесет необходимые плоды и станет поводомдля продуктивных бесед, и что несколько критичное настроениеданного очерка не помешает школьникам составить свое мнениео состоянии системы образования на сегодняшний день.