13 апреля команде «Дуля» удалось побывать в компании, производящей ортодонтические капы. Как компании удалось закрепиться в Сколково? С чего начиналось поизводство кап в России? Как компании удалось выйти на международный рынок? На эти и другие вопросы нам ответил генеральный директор
Марина Евгеньевна Домрачева, совсем еще молодая женщина, — создатель и по совместительству Генеральный директор инновационной компании «3D-Smile». Марина Евгеньевна в 2000 году закончила школу-интернат имени А.Н. Колмогорова (СУНЦ МГУ). Далее закончила факультет фундаментальной медицины МГУ, по специальности врач-педиатр.
«Дуля» — Марина Евгеньевна, как так получилось, что сейчас вы занимаетесь в области медицины граничащей с стоматологией, а не с педиатрией?
М.Е. Домрачева: — После университета я активно занималась педиатрией, специализировалась на вакцинации сложных детей, детей с онкологией, инфекционными болезнями. Потом ушла в фармацевтическую компанию, где занималась исследованиям и внедрением вакцин в нашей стране, в том числе и против рака. Профессионального отношения к соматологии никогда не имела, но лет пять назад один мой одноклассник собрался выравнивать зубы и обратился ко мне с вопросом: «Брекеты я надевать не готов, но я знаю, что есть капы, которые печатают в Мексике на 3D-принтере и стоит они 5000 евро. Почему такое не делают в России?». На это я ему ответила, что не знаю. И вообще складывается впечатление, что некоторые люди считают, что если ты врач, то должен знать как давление снизить, и роды принять, и со всеми заболеваниями помочь. Однако его вопрос меня заинтересовал, и я начала много гуглить, связалась с производителями 3D-принтеров, а их до сих пор хороших всего два. Потихоньку начала искать разработчика, потом ортодонта, который все наши технические протоколы разрабатывал. Это все выкристаллизовалось в бизнес-план, потом я с работы ушла, начала только ортодонтией заниматься.
А не страшно было открывать неизведанное на российском рынке?
Очень было страшно принимать решения, но бояться не было времени, никого не было за спиной, надо было брать и делать. Не было ни грантов ни инвесторов, да и я этим сначала занималась как хобби. Утром на работу, а вечером и по выходным встречалась с пациентами-апробантами, вместе отрабатывали технологию. После того, как получили все документы и провели все исследования, получили сертификацию. А там я уже и с работы ушла и свою команду начала искать.
С чего началось само производство?
Сперва принтер стоял дома у моей мамы. Кажется, что он маленький, но от него идет огромная вибрация, да еще и воняет. Когда я первый раз его запустила, то завибрировал весь этаж, я очень боялась, что прибегут соседи.
Довольны ли вы тем, что сейчас имеете? К чему стремится компания?
Я абсолютно довольна тем, что представляет из себя компания. Четвертого апреля нам исполнилось четыре года. За это время мы стали самым большим производителем кап в Восточной Европе. Нашей сильной стороной стали: протокол движения зубов, программное обеспечение, которое позволяет безопасно передвигать зубы. Сейчас мы начали работать с
Индией, Калифорнией, с другими странами Европы, Северной Америкой. Мы здесь моделируем, а они на месте печатают.
Кто является вашим главным конкурентом?
Брекеты, они занимают до 90% всего рынка. А если рассматривать рынок кап, то американская компания «Invisalign», у них по пятьсот тысяч новых пациентов в год.
Почему капы не вытесняют брекеты?
Нынешние врачи не любят работать с капами, потому что их этому не учат в университете, да и если заказывать лечение за границей, то выходит очень дорого (примерно 500 тысяч рублей). Врачи привыкли все делать руками, а здесь нужно переучиваться, ведь все лечение моделируется на компьютере, очень сложно переубеждать специалистов. И сам пациент привык к фразе «Красота требует жертв», готов ходить два года с железяками во рту. Но продвижения в смене лечения есть, хоть маленькие, но есть.
Как вы попали в «Сколково»?
Сюда мы пришли в апреле прошлого года. Чтобы стать здесь резидентом, нужно написать заявку. Она довольно большая, сильно бюрократическая. В принципе за месяц, если каждый день уделять этому внимание, эту заявку можно заполнить. Основная цель этой заявки — объяснить свою сферу деятельности и убедить, что вы занимаетесь инновациями. Тут нельзя стать резидентом, если вы чем-то торгуете или просто работаете ради науки. А если это все совместить, да и если у вас еще есть и патенты, только в таком случае можно стать резидентом. Мы с первого раза прошли этап одобрения. У центра есть какая-то секретная комиссия, то есть мы не знали заранее, кто будет проверять нашу заявку из экспертов.
В чем плюс размещения производства в «Сколково»?
В свое время я объездила все технопарки Москвы, обычно они из себя представляют старый завод, где в кабинете директора вставлены евроокна, а остальное надо доделывать за свой счет. Следовательно, там старая канализация, вентиляция и др. Здесь же есть все: и промышленная вентиляция, и канализация, и стены специальными средствами покрашены, специальные наливные полы. Здесь все готово для того, чтобы работало производство. Аренда здесь выходит не больше, чем в городе. Можно сказать, что сюда мы переезжали ради физико-технических свойств рабочего пространства.