Звонок, тетради, доска, перемены… Все это знакомо обычному учителю. А что делать, если ты приступил к работе без должного образования на один день?
Мы очень часто критикуем наших учителей: их поведение, отношение к ученикам, построение урока и методы обучения. Естественно, смотрим только со своей стороны и часто даже не понимаем, каково это на самом деле. Может, нам стоит более уважительно относиться к данной профессии? У меня получилось на себе примерить эту роль в школе в день самоуправления.
С самого начала желания участвовать во всем у меня не было. Навыков общения с детьми не имею. Объяснять материал, как мне казалось, не умею. Так еще и нужно составить план, подготовиться. Ужасно не повезло с тем, что поставили меня на русский язык на три класса: пятый, седьмой и девятый. Это очень большая разница в возрасте. Даже если с пятым и седьмым будет интересно, то девятого точно боялась. Я понятия не имела, как эти дети ведут себя. Хорошо, что еще охрана будет в кабинете. Отказаться невозможно, поэтому пришлось идти к учителю и брать материалы для урока.
В пятом и девятом классах — подготовка к написанию сочинения, а в седьмом — тема простых и составных предлогов. Домашнее задание на мне. Через два дня надо был принести план проведения урока и разобрать его с учителем. Самое, наверное, сложное — заинтересовать детей. Нужно в середине урока провести какую-то игру, да еще и объяснять темы так, чтобы дети не заснули.
Первый день подготовки начался с запроса в браузере «как составить план урока». Вступления, как на открытых уроках, не особо люблю, особенно длинные речи. Я посмотрела все темы, которые мне придется объяснять ученикам. Но знаний о том, как нужно вести урок, не прибавилось. Я видела один выход — спросить учителя напрямую.
Все оказалось намного проще. Мне помогли составить примерный план, нужно было его только оформить и закончить. С этой задачей я справилась. Правда, потратила кучу времени. На каждый план, включая изучение материалов, ушло по два часа. Теперь контрольная проверка — сам день.
За два дня до начала «работы» нас собрали, чтобы объяснить все тонкости. Самое ужасное, на мой взгляд, оказалось то, что нужно быть в школе в половину восьмого. Также сообщили, что заместитель директора проверяет наши планы. Если что-то будет не так, то придется переделывать. Плюс объяснили обязанности классных руководителей.
Я опоздала со своим планом, его не проверили. Наверное, просто доверились мне.
Также стоит сказать, что за день до «праздника» нас еще раз собрали, но уже у директора. Она обратила внимание на учеников, за которыми надо следить очень строго. Описала некоторые ситуации из обычного дня учителя, проверила предметников и отпустила нас, напомнив, что младшие классы надо будет самим встретить и переодеть. В коридоре ко мне подошел учитель русского языка, чтобы поддержать. Это подняло настрой.
Сказать, что я волновалась — ничего не сказать. Как только представляла урок, сразу в дрожь бросало.
Моя привычка долго собираться вынудила встать в четыре утра. Нужно было привести себя и мысли в порядок и выйти в семь. Все было отлично, пока я не пришла в школу. В половину восьмого надо быть готовой. Но при этом открывают гардероб позже. В кабинеты не пускают, так как там полы моют. Слава богу, мы все-таки дождались ключей и с великой радостью помчались переодеваться. Со звонком все вышли в коридор. Старшеклассникам вручили сертификаты и бейджики, после чего толпа повалила к кабинетам.
Первым уроком у меня было окно. За полчаса удалось подготовить рабочее место и тексты. На втором уроке мы с девятым классом разбирали сочинение на тему «как я понимаю храбрость». Ребятам нужно было написать аргументы и вступление. Все прошло спокойно, если не считать одно замечание в дневнике. Третий урок мне понравился. Седьмой класс оказался очень активным. Настолько быстро они работали, что пришлось придумывать им дополнительное упражнение на ходу. И даже с ним мы закончили за пять минут до звонка. Семиклассники собрались, кто-то меня угостил шоколадкой, а парень с первой парты задал пару вопросов про экзамены. Сразу со звонком я побежала в столовую. Очень необычно было сидеть за столом учителей и обсуждать уроки. У кого-то на математике дети быстро решали, кто-то тоже похвалил седьмой класс, кто-то наоборот расстроился из-за молчаливого девятого. Но время уже заканчивалось. У одноклассницы не было урока, поэтому она решила провести его со мной у пятого.
Дети оказались подвижными. С начала урока спросили, буду ли я ставить оценки за активность. Работали в группах шумно, но плодотворно. Один мальчик особенно мне понравился своими выводами. Все высказали свое мнение о картине, за что получили пятерки. К моему большому удивлению, в конце урока все подбежали с дневниками.
В целом, я осталась довольна. Подняло настроение еще то, что седьмому классу понравился урок, а во время второго ко мне пришли одноклассники и поздравили с восьмым марта. После занятий состоялся концерт в честь праздника.
С младшими классам работать приятнее, как я поняла, чем со старшими. Они более активны и все делают быстро. Самое сложное — подготовка к урокам. Естественно, я не в полной мере ощутила сложность профессии, но поняла каково это — менять задание на ходу, разделять на группы, даже если дети хотят быть со своими друзьями и протестуют, и ждать ответа, когда ни один из учеников не хочет ничего говорить. Конечно, после этого я убедилась, что педагогика это не мое, но получила удовольствие.