Новости
1
03.2018
№ 13578
Школа юного филолога   




В период с 19-го по 22-ое февраля наш город с лекциями по литературоведению посетил Леонид Юрьевич Большухин, преподаватель литературы Высшей школы экономики Нижнего Новгорода. Группы учеников и учителей из разных школ Новокузнецка прошли трехдневный курс семинаров, организованного Институтом непрерывного образования. Мне, Марку Заречневу, и Валерии Овчинниковой удалось посетить лекции Леонида Юрьевича. Они проходили в 111-м лицее

День первый

Семинар открыла с напутствующими словами директор Института непрерывного образования Наталья Иассоновна Кобякова. Всегда улыбчивая, радушная, энергичная, она поприветствовала нас, представила двух своих коллег, помогавших в подготовке лекций, и объявила ход мероприятий трех дней, заразив ребят своим энтузиазмом. Мы были рады познакомиться с высоко квалифицированными организаторами по профориентационной подготовке школьников.

Леонид Юрьевич, ведомый энтузиазмом, сразу увлек нас высоким уровнем языковой культуры, эрудицией. Мужчина, большую часть жизни проработавший в сфере образования, имеющий высокий уровень знаний в педагогике, искусно вел семинар, находя подход к каждому учащемуся. Он был тактичным и доброжелательным. Была видна профессиональная подготовка очень деятельного человека. Следует отметить, что лектор настоял на том, что в рамках «Школы юного филолога» все мы будем считать друг друга коллегами.

Первая часть лекции была посвящена беседе о филологии как явлении, способствующем формированию высокого уровня интеллекта, свободного мышления посредствам развития различных языковых навыков, осознания и правильного восприятия литературных художественных образов. Леонид Юрьевич рассказывал нам, как следует подходить к изучению произведений, чтобы наиболее глубоко понимать их.

Главная цель его работы — интерпретировать через призму широты научных знаний в филологии литературные явления. На основе конкретных примеров из прозы и лирики мы под его руководством находили в строках скрытые глубоко художественные послания автора.

В продолжение семинара мужчина говорил, что в достойном тексте значим каждый мельчайший элемент: признанные произведения нелинейны, сложны, замысловаты. Леонид Юрьевич анализировал «Грозу» А.Н. Островского, «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Шинель» Н.В. Гоголя и «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, обращался к прозе Агнии Барто. Называя филологию «веселой наукой», педагог обращал наше внимание на интерес изучения литературы, на смысловую и художественную глубину произведений.

Семинар шел два часа. Мероприятие лектор завершил самоанализом проведенной работы, обобщением полученных знаний. Ребята отметили высокий профессионализм Леонида Юрьевича.

День второй

Когда мы пришли на занятие, педагог объявил, что лекция будет полностью посвящена интерпретации «Евгения Онегина», глубокому анализу романа. Мужчина говорил, что филология продолжает творческий процесс, начатый в момент написания авторами своих произведений, ставших предметом анализа литературоведов. Лектор утверждал: тексты можно воспринимать очень широко и даже находить в них истины, которые сам писатель не закладывал.

Прибегая к аспектному анализу «Евгения Онегина», Леонид Юрьевич расширил наше представление о его содержании. Мы осознали подлинную глубину смыслового содержания произведения, которую раньше не замечали. Ребята пришли к выводу, что прежде относились к пониманию романа опосредственно, что не позволяло в должной степени приобщиться к значимости данного художественного феномена. Педагог представил ребятам способы и приемы анализа лирического текста, с которыми мы ранее знакомы не были, и особенности поэтики «Евгения Онегина».

Речь Леонида Юрьевича была полна красочных определений. Лектор очень четко передавал мысли, донося до нас значимые, полезные знания. Условия, созданные организаторами лекций и филологом, способствовали большей эффективности семинаров: отсутствие рабочих рамок, присутствующих в процессе школьной деятельности, давало возможность мыслить совершенно свободно, творчески подходить к процессу получения знаний и навыков. Педагог говорил: «Не бойтесь выражать любую, даже самую, на первый взгляд, неординарную точку зрению. Не бойтесь ошибиться».

По истечении двух часов активной интеллектуальной работы всех участников семинара Леонид Юрьевич подвел итог всему сказанному, посеяв в нас зерно способности по-настоящему глубоко анализировать крупные лирические произведения. В этот день лекцию посетил фотограф, сделав коллективные и индивидуальные фотографии.

День третий

Заключительное мероприятие проводилось три часа и оказалось самым богатым на количество полученных знаний. Кратко охарактеризовав опыт предыдущих занятий, проанализировав еще два эпизода из «Евгения Онегина», чтобы довершить картину своей задумки; педагог приступил к интерпретации небольших лирических произведений. Леонид Юрьевич обращался к творчеству В. Маяковского, Б. Пастернака и А. Пушкина, заведомо отобрав наиболее замысловатые стихотворения поэтов.

Поэтапно анализируя произведения лириков, мы стремились осознать художественные образы, созданные писателями, и смысловое содержание стихотворений. Лектор обращал наше внимание на особенности их поэтики. Проведенная работа сформировала в нас новые навыки интерпретации лирики, дала необходимые знания для человека, желающего говорить красиво, грамотно.

Закончив работу с анализом стихов, Леонид Юрьевич подвел итог всем проведенным семинарам, выслушав наше мнение, дав оценку коллективной работе. Мы отметили, что организованный лектором режим постоянной полемики всех участников мероприятий благотворно повлиял на качество деятельности: ребята проявляли большую активность. Мы получили новый взгляд на идейное, стилистическое и художественное содержание проанализированных произведений.

Хочется отметить значимость подобных элективных мероприятий. Они помогают юному поколению эффективно приобщиться к искусству слова и сформировать полезные умения.

Марк Заречнев, 11 кл., #2620 Прямая речь, школа № 31, Новокузнецк / фото: Валерия Овчинникова

   Комментарии (0)  
 
НАШпресс  |   Новость  |  Рубрика «Дежурный по городу»  |    
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/13578   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=14&id=13578
 
 1