В связи с технологическим прогрессом образование в обществе набирает все больший и больший вес. В основном, это связано с тем, что с появлением новых технологий изменяются старые порядки в подготовке кадров и их постоянной переквалификацией. Среди нынешней молодежи учиться становится модно, что обуславливается тем, что все большее количество выпускников школ стремятся поступить в хороший ВУЗ, позволяя тем самым высшему образованию становиться массовым.
Так насколько образование России есть часть образования стран-лидеров? Об этом слушателям лекции поведал Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ.
Оказалось, что если рассматривать ситуацию последних лет, то можно заметить, что с каждым годом уровень качества среднего образования в нашей стране возрастает, и уже сейчас российская школа стремительно приближается к лидерству в международных рейтингах. Если говорить о ВУЗах, то, с одной стороны, группы ведущих университетов в последнее время прогрессируют среди других стран, но наряду с этим половина поступающих приходятся заочниками, образование которых почти не финансируется.
Все это объясняется внутренней перестройкой самого образования, вызванной цифровой революцией. Самым главным, на что следует обратить особое внимание, — это появление искусственного интеллекта и облачных ресурсов. По мнению руководителей ведущих мировых компаний (Microsoft и Google) до полного вытеснения книг у нас осталось пять-шесть лет. И все это вовсе не из-за того, что бумажные источники не удобны для получения информации, просто к тому времени ИИ станет доступным и сломает всю методику общеобразовательных школ. Хорошо это или не очень? Однозначно сказать очень трудно. С одной стороны, да, возможно, появление подобных технологий сможет в какой-то мере облегчить жизнь людям (например, со временем проверка тетрадей уйдет из обязанностей учителя). Но если подумать через несколько лет преподавателям станет труднее определять, кто решил задачу: Ваня или Ванин смартфон? Причем Ванин смартфон может выполнить задание несколькими способами, показывая подробно, как он это сделал. Ванин смартфон может написать эссе, стандартное сочинение, а так же обладает множеством других функций.
Школа никуда не уйдет, от нее никто не откажется, но ей, так или иначе, придется перестраиваться, выбирая наиболее подходящие варианты применения искусственного интеллекта в программе, ведь он имеет возможности для решения целого ряда нерешаемых
сегодняшней школой проблем. Во-первых, это индивидуализация обучения. Анализируя получаемые результаты, ИИ способен адаптироваться к тому, что у ученика получается, а что нет, предоставляя ему более успешные задания, на примере которых можно будет как-то улучшить уровень образования учащегося.
Не стоит забывать и о таких явлениях, как онлайн-курсы и модули, что предоставляют колоссальные возможности экономии внутренних ресурсов и резкого подъема детского образования.
Таким образом, новые технологи позволят обучить всех желающих, особенно тех, у кого учеба не ладится. И уже сейчас различные онлайн-курсы помогают ученикам подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена, который мне бы тоже хотелось упомянуть. Со слов Сергея Синельникова-Мурылева, ректора Всероссийской академии внешней торговли, у него при всех его достоинствах (а он действительно объективно оценивает знания людей) есть и свои минусы. Самым главным недостатком является то, что в десятом классе ученики бросают заниматься всем-всем, кроме тех предметов, которые собираемся сдавать. Для решения этой и ряда других проблем было бы неплохо создать специальные специализированные центры сдачи ЕГЭ, как во многих европейских странах, которые позволяют сдать экзамены раньше одиннадцатого класса и не только весной, и иметь возможность пересдать в том же году. Зачем создавать ребятам стресс, если они могут сначала попробовать, а если не получиться, то попробовать еще раз? Очень многие проваливаются из-за нервов. Так же, можно было бы начать учитывать средний бал по предметам на уровне с ЕГЭ, как это было раньше, и предпринять меры, обеспечивающие возможность на поступление тем, кто способен учиться, учиться независимо от возможности платить.
Сейчас многие заявляют о том, что страна готовит сплошных юристов, экономистов и менеджеров, что стране не хватает людей, работающих в технических и инженерных сферах жизни. Но если сравнить статистику между Россией и развитыми Европейскими странами, которую привел Сергей Синельников-Мурылев, то можно увидеть, что в этих направлениях мы идем наравне с другими. А вот в области естествознания, откуда выходят те самые кадры, которые будут двигать науку и государственную экономику, от которых зависит технический прогресс, у нас серьезное отставание, как и с врачами и гуманитариями. А вот с инженерами у нас все в порядке, по количеству выпускников этой стези мы обгоняем другие страны.
В наше время образование нужно везде, так как общество хочет иметь более-менее образованную рабочую силу. Поэтому все чаще при приеме на работу даже на обычного менеджера по продажам работодатели в первую очередь берут тех, кто закончил ВУЗ по необходимой специальности.
Так учитесь, старайтесь и не упустите свой шанс, я-то уж благодаря лекции в очередной раз поняла, что сделаю все, что потребуется, но добьюсь своего, дабы потом не кусать локти.