Новости
30
12.2017
№ 13304
Новогодний киноклуб. «Сирота казанская»   




5 декабря 2017 года замечательный фильм отечественного кинематографа «Сирота казанская» отметил свой 20-летний юбилей. Снятый в 1997 году режиссером Владимиром Машковым по сценарию Олега Антонова, этот фильм прочно завоевал место в сердцах российских зрителей. И когда же смотреть этот фильм, если не накануне любимого всеми праздника — Нового года

Именно этому фильму и его обсуждению было посвящено предновогоднее заседание школьного киноклуба. В чем загадка популярности фильма? Какие извечные проблемы поставили перед зрителями создатели киноленты? Какие «изюминки» скрываются в картине? Эти и многие другие вопросы волновали зрителей.


О популярности фильма можно судить, конечно, по звездному актерскому составу: Валентин Гафт, Олег Табаков, Лев Дуров, Виктор Павлов, Николай Фоменко, Елена Шевченко и камео — Владимир Машков в роли Фёдора. В чем же этот секрет: в особой атмосфере, в тематике, в трогательной игре актеров или забавно закрученном сюжете? Однозначного ответа на этот вопрос нет, каждый найдет в фильме что-то свое. Мы же нашли то, что заинтересовало нас.

Сюжет на первый взгляд довольно прост: сельская учительница русского языка и литературы Анастасия Павловна какое-то время назад опубликовала в газете письмо своей покойной матери, надеясь таким образом найти отца, о котором ровным счетом ничего не знала. И вот в канун Нового года в дом Насти являются один за другим три претендента на роль отца. Радость «дочери» сменяется замешательством и, наконец, полной растерянностью: как быть? И вот тут-то фильм начинает оправдывать свой жанр: комедия и мелодрама. Не опустилась вся группа талантливых людей, работающих над фильмом, до пошлых шуточек и номинального выяснения папа — не папа. За неполные два часа перед нами, зрителями, развернулась драма человеческой жизни, в меру приправленная юмором, заставляющая нас задуматься. А задуматься есть над чем.

Сначала поговорили о смысле названия фильма, разобрав исторические корни фразеологизма и его современное значение. Поразмышляли над значением имен главных героев. Самым важным, переломным ребятам показался эпизод, когда героиня Настя держит на коленях альбом и не решается показать его «отцам». Кажется, еще секунда, и надежды как минимум для двоих из них превратятся в прах. Но Настя придумывает сумбурную, неправдоподобную, неубедительную историю о фотоальбоме и райцентре, чтобы продлить это время надежд для каждого из «отцов», не рушить волшебный момент неизвестности хотя бы перед Новым годом.

Кого бы Настя хотела видеть своим отцом, ведь в каждом из них она обрела то, чего ей так не хватало. Отец-фокусник с творческой жилкой, сдержанный и интеллигентный; отец-космонавт сочетает в себе решительность и умение выполнять мужскую работу, оставаясь при этом по-детски трогательным; отец-кок напористый, веселый, хлебосольный, душа компании. За время просмотра не единожды возникает мысль: идеальный был бы отец, если бы качества этих троих можно было смешать в одном человеке.

Мои приметливые любители кино, конечно, обратили внимание на «изюминки» фильма. Первая, как отметили ребята, — это то, что неоднократно и неслучайно демонстрируется репродукция картины Крамского «Незнакомка». Пытаемся понять смысл и приходим к такому выводу: на первый взгляд незнакомка — это Настя по отношению ко всем «отцам», но есть и другой, скрытый смысл — незнакомкой мелькнула в жизни каждого из этих мужчин женщина (Галя), оставившая глубокий след в памяти. И ни адреса, ни фамилии… Кто они, эти незнакомки? Сколько их? Судя по количеству претендентов на роль отца, трагедия одиноких матерей и одиноких мужчин действительно глобальна.

Разумеется, не обошли вниманием один из самых важных эпизодов: жених Насти Коля затаскивает в дом огромную ель, вырванную с корнями. Сколько тут предположений высказали ребята! И то, что ель — символ праздника, и то, что любое дерево — символ жизни. Отсюда копаем глубже, ведь можно оттолкнуться от того, что ель у европейских народов символизирует вечную жизнь, бессмертие, вместилище жизненной силы (а именно этого — продолжения в вечности — возжелали «отцы»). Но можно подумать и иначе. Здесь ребята вспомнили, что самые важные части дерева (корни, ствол, верхушка или ветви) символизируют прошлое, настоящее и будущее соответственно.

Что же означает ель, вырванная с корнями? На мой взгляд, символ это неоднозначный. С одной стороны, дерево, вырванное с корнем, символизирует человека, лишенного дома (а именно такими предстают перед нами «отцы»). С другой стороны, Николай елку занес именно корнями вперед, что может означать, что в тот знаменательный вечер прошлое вошло в этот дом и в жизнь каждого героя этой истории.

Ель Коля возвращает на свое место. Какая тонкая метафора! Могут возникнуть вопросы: зачем? почему именно Коля? приживется ли? И как тут же не поговорить об еще одном важном эпизоде фильма — сне, где все вместе и все счастливы. А елка-то прижилась! И роль Николая здесь не случайна. «Сажать» ель он отправляется в переломный для него момент. Мог бы бросить, уехать к родственникам, подальше от отправляющей его на странные задания невесты и ее «отцов», которые «шарохались» где-то тридцать лет, а тут внезапно появились. Но его уступчивость не является бесхребетностью, на него можно положиться, и его грубоватому «ну, люблю» хочется верить. В его руках создание новой семьи — с Настей, их ребенком и новоиспеченными дедами. Наверное, поэтому мы верим, что все будет хорошо, и ель приживется, несмотря на зимнюю стужу.

Интересна операторская работа, ведь на протяжении фильма мы оказываемся не только в сельской глубинке — школа, дом, улица, киоск. Мы вместе с героями попадаем в различные пространства: в лето (во сне), на море (когда за окнами домика Насти проплывает белый теплоход), в космос вместе с отцом-космонавтом Кавешниковым, в сказочное пространство домика на торте, повторяющего дом Насти, затерянный в бесконечности.

Домик на торте нам тоже о многом сказал. Его подарили детям «отцы» в честь помолвки, но мы-то понимаем, что на самом деле дом подарили дети этим одиноким мужчинам. А ведь что, по сути, было у каждого из них, стоящего на пороге старости? Воспоминания о мимолетной встрече с прекрасной незнакомкой, бесконечные переезды и рухнувшая карьера: безызвестный артист цирка, не летавший в космос космонавт и списанный на берег моряк. К концу фильма и не знаешь, как можно выбрать кого-то из них, кто должен стать настоящим отцом Насти.

Как закончился фильм? Если смотрели, вы и сами знаете. А если вам еще не довелось познакомиться с этой замечательной кинокартиной, то я не стану раскрывать все карты. Скажу лишь о выводах, к которым мы пришли вместе с ребятами. Самое страшное одиночество — это одиночество в старости; для родства душ вовсе не обязательно иметь кровные узы; создавая будущее, необходимо уметь заботиться о прошлом.

Татьяна Николаевна Фомина, руководитель киноклуба, #2119 ШОК (Школьное Общество Креативных), Улётовская средняя школа, Улёты / фото: Ольга Бродягина

  Новогодний киноклуб. (5 шт.)     Для просмотра кликните на картинку
   Комментарии (0)  
 
НАШпресс  |   Новость  |  Рубрика «Территория кино»  |    
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/13304   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=14&id=13304
 
 1