Первый удар гонга, возвещающий о начале захватывающей пресс-эпопеи марафона школьной прессы, прозвучал из далекого сибирского городка. Уже в третий раз подряд эта команда открывает сезон проекта «Дежурный по городу» С тем, что быть первыми всегда ответственно, не поспоришь
Итак, что мы узнали за две недели дежурства?
Одно из обязательных заданий проекта: пресс-тур. Журналисты провели экскурсию по городу, начав ее от стен родной школы.
В Железногорске-Илимском всего 25 тысяч жителей, один дом культуры, два стадиона и неработающий широкоформатный кинотеатр. Зато есть пресс-центр.
Памятники в городе, конечно, имеются и мы их увидели, но вот панорамы Железногорска-Илимского очень недостает — все же хочется взглянуть на этот город с высоты и охватить взглядом место, откуда казаки начали освоение земли сибирской.
Скромность юнкоров иногда приводит к потере логики («Он (город) настолько „большой”, что когда мы снимали нашу видео экскурсию, успели смениться времена года»), но в начале большого пути не все обходится гладко.
И с тезисом, что красивых достопримечательностей в городе нет — не хочется соглашаться. Разве Байкал с его чистейшей водой и прозрачным воздухом — но без особых архитектурных изысков — не может считаться сам по себе исключительно прекрасной достопримечательностью?
Железногорск-Илимский, основанный в 1630 году, бывший когда-то центром Восточной Сибири, внушает трепет уже одной только этой датой. А еще Радищев, сосланный в Сибирь императрицей за создание книги «Путешествие из Петербурга в Москву», ступавший по улицам Железногорска и оставивший свой след в истории города — сколько поводов совершить исторический экскурс и протянуть ниточку в дни сегодняшние.
Во время дежурства студийцы решили освоить новые направления марафона «Журналист меняет профессию» и «Падик-стайл».
Антон Шугалей: «Подросток-воспитатель. Возможно ли это?»
Сегодняшние старшеклассники имеют серьезные познания о современных профессиях. Но Антон Шугалей, десятиклассник, удивил нас наивным, прямо детским представлением о работе детсадовского работника. Репортаж о дошкольном учреждении больше походит на шуточный эксперимент.
Описывая причину, побудившую героя выбрать именно этот детский сад, автор скатывается в заурядный рекламный текст: «Сегодня „Золотой ключик” — это уютные группы, оснащенный спортивный зал, столовая (на 80 мест), нарядный музыкальный зал. Это молодой, сильный и стабильный коллектив, с любовью и уважением относящийся к своей работе, детям и их родителям». Так и просится продолжить: «Ждем вас по адресу…».
Подробности о наградах и достижениях детского сада «Золотой ключик» — материал сам по себе достойный, но не для статьи о журналисте, меняющем профессию.
- Журналисту на ус: включенное наблюдение
Понаблюдать, как воспитатель играет с детьми, тут же сесть и описать все его действия. Потом самому то же самое сделать — описать свои действия и мысли при этом. Это называется метод «включенного наблюдения» из области «журналист меняет профессию».
Светлана Кузина: «Сказка в подъезде»
Дебют в рубрике «падик-стайл» вполне успешен: ухоженный аккуратный подъезд с мини-садом и выставкой картин — удачный пример неравнодушного отношения людей к своему дому. Интервью с инициатором (в вопросах хотелось бы больше фантазии и разнообразия) создает неплохое впечатление.
К сожалению, съемка в темном подъезде без дополнительного освещения не создала красивой картинки, соответствующей заголовку «Сказка в подъезде».
Светлана Кузина: «Особый педагог особенных детей»
Опытные юнкоры знают, что заголовок — один из важнейших элементов публикации, играющий роль крючка для привлечения внимания читателя (и зрителя). Но тут мы имеем не очень сильный заголовок — «Особый педагог особенных детей». Начало сюжета немного сбивает с толку: юная журналистка рассказывает о географическом положении поселка Новая Игирма и реке, которая является притоком Илима, и даже о том, сколько в поселке жителей и чем они занимаются. А потом «легким движением руки» нас вдруг подводит читателя к герою репортажа.
Автор пишет о замечательном человеке, педагоге с большой буквы, но за положительными характеристиками и пафосными восхвалениями есть опасность растерять суть. Смонтировать несколько синхронов не представляет особого труда, а вот сделать рассказ живым, через эмоциональную историю довести зрителя до осознания важности происходящего — задача потруднее.
Чтобы рассказ получился эмоциональным и вызывал ответную реакцию зрителя, стоит взять одного героя или одну семью, и через их историю показать всю картину. Но не посредством общих слов: о добром педагоге, о любви к детям…
- Журналисту на ус: структура репортажа
Когда телевизионщик планирует съемку, он должен рассчитать соотношение закадрового и кадрового текста. Например, основной закадровый текст перебивается несколькими интервью. Если репортаж построен на синхронах (говорящие люди в кадре), нужно обеспечить логическую связь между высказываниями разных героев.
Сухой остаток
Команда Железногорска-Илимского дала замечательный старт на хорошем уровне: заявка на высокой планке, которую не так легко достичь следующим командам. Яркие темы и достаточно обширная информация, правильные интонации и серьезные подходы к социальной тематике, любовь к своей малой родине и выявленные проблемы, которые надо решать местным властям.
За время дежурства команда поработала в разных направлениях, в том числе, предложенных впервые, осваивала новые неосвоенные методы и совершенствовала уже освоенные.
Заметно, что студийцы — просто фанаты видеосъемок, многое уже поняли и делают хорошо. Особо отметим, что команда дежурила практически без руководителя и с новым главным редактором. И, кстати, отработала целых две недели, вместо положенной одной. Есть потенциал, который позволяет стремиться к новым вершинам.
Но есть и над чем поработать.
- Дежурным на ус
Уделяйте внимание заголовкам, они ловят читателя на крючок.
Больше фоторепортажа — больше простора.
Шлифуйте тексты, работайте с ними много раз. Перечитывайте, правьте.
Откажитесь от преувеличений и восхвалений. Берите конструктивом и описанием проблем.
Осваивать предстоит очень много чего интересного, но и «пройдено дорог» уже тоже немало. Вахту отстояли — вахту сдали! Спасибо за работу!
На дистанцию вышел Заречный. О нем — позже