Эдгар По в одном своём рассказе сказал: «Главное, в сущности, система». Спросите себя, есть ли у нас в лицее постоянная система классного самоуправления? Хороший пример для подражания здесь может подать 3а класс
«Мы с детьми ввели эту систему всего год назад», — говорит Инна Витальевна Пахомова, классный руководитель 3а. Рядом с ней столпилась кучка детей с тетрадками для проверки. Среди них: командир класса, его замена, вот, кажется, санитар. Сейчас идет урок «А поделаю-ка я д/з…» — специальный час во второй половине дня, отведенный для выполнения домашнего задания (в гимназии дети находятся полный день).
Вокруг сидят третьеклассники, уткнувшиеся в учебники. В кабинете тихо, но не как на контрольной, а как-то… живо. Наверное, это потому, что вместе с математикой в голове у ответственного по квестам, сидящего за третьей партой, уже резвятся несколько задумок, как раскрасить досуг народа. Тут и его заместитель поглощает правила по русскому языку. Неподалёку девочка, усердно решающая задачу, — помощник с праздниками.
Некоторые ребята встают, подходят к шкафу с книгами, берут что-нибудь почитать. Главный библиотекарь — Артём Янцен — как выяснилось, очень умный, креативный и интересный мальчик. С гордостью в голосе он рассказывает, как «живет» мини-библиотека: «Ее придумал класс совместно с Инной Витальевной (основная инициатива была, конечно, её). Меня сразу избрали на этот пост. Изначально это был просто шкаф, куда мы приносили книги. Я стараюсь сделать библиотеку более совершенной. Разбил её на отделы, ввел строгий порядок, „книгу всех читающих”, куда я вписываю тех, кто что-то отсюда берёт. Дети ведь всегда лгут…». «А что ты делаешь с теми, кто взял книгу без спроса?» «Вношу в черный список. Потом заместитель главного библиотекаря катается на провинившихся…».
В ответственности каждого сомневаться не приходится… «Егор, готовься, София на тебе классно покатается!» — иронично произносит строгий библиотекарь.
Кроме этого проекта в классе так же зародился ещё один — по инициативе библиотекаря все ученики весной начнут высадку деревьев и растений. Первый клён Артёма уже на стадии ростка.
Если учесть всех «специалистов» и их заместителей, выходит, что каждый в классе за что-то ответственен. Санитары — дежурные по столовой. Физорг — главный блюститель здорового образа жизни. Командир — «правая» рука классного руководителя. Для любой сферы есть своя «голова».
Дети понимают, что им делать, у них есть цель, стимул ходить в школу. Когда исчезает нежелание, пропадает и «пасмурность». С ней уходит и вопрос «а зачем?», который часто мешает проявлять себя в школьной жизни. Эта система жива всего два года. Подумать только, сколько новых библиотек и кленовых аллей может появиться, если таких «государств» станет больше!