Кое-какая информация о музее мне была известна: ретро-музей Забайкальской железной дороги был открыт в 1974 году, а экспонатов в нем насчитывается около одной тысячи. К столетнему юбилею Забайкальской железной дороги в музее прошла реконструкция.
Информация показалась интересной. Но хотелось все увидеть своими глазами, дотронуться рукой, по возможности прикоснуться к истории. Поэтому я с группой юных журналистов — участников третьего краевого фестиваля детско-юношеской и студенческой прессы «Vедомости. ru» отправилась в ретро-музей.
Добраться до музея оказалось не так уж сложно: троллейбусы, автобусы, маршрутные такси — любой вид транспорта доставит вас в музей Забайкальской железной дороги.
Когда мы вошли в информационный центр, нас тепло встретили инструкторы и сразу же объяснили смысл действия российских железных дорог: перевозка грузов и пассажиров. Залов в музее оказалось четыре: «Строительство железных дорог в России и Забайкальской железной дороги», «Гражданская война, восстановление Забайкальской железной дороги. Стахановское движение», «Железнодорожники в Великой Отечественной войне», «Современное развитие Забайкальской железной дороги: социальная сфера, культура».
Значительное место в экспозиции музея отводится истории развития всех служб Забайкальской железной дороги, ее снабжению электричеством, развитию социальной сферы. Девушка-инструктор начала рассказ с небольших проезжих станций, которые служат пассажирам ежедневно. А потом мы перешли в кабину тренажерного комплекса 3ЭС5К, где обучаются молодые и пока неопытные машинисты совсем не простому делу — вождению многотонного поездного состава. Если вы знаете, поезда управляются без руля, а при помощи рычагов и регулирующих кнопок. В самой кабине — объемный пульт управления, в точности совпадающий с настоящей моделью пульта. Кирилл, один из самых маленьких юнкоров нашей группы, хотел попробовать себя в роли машиниста, но произошли какие-то сбои. Машинистом он не стал даже на короткое время. А экскурсовод пообещала, что в следующий раз мы обязательно узнаем, каково быть машинистом. Значит, эта экскурсия для нас не последняя.
Экскурсоводы рассказали нам и о том, как правильно читать название поездов, как узнать о грузоподъемность некоторых составов. Железнодорожником я быть не собираюсь, поэтому эта часть информации меня не привлекла.
А затем, по моему мнению, был важный и интересный для меня этап экскурсии: большой электронный проект станции «Карымская». Поезда здесь могут передвигаться по небольшим рельсам в определенном порядке. Макет выполнен так же, как и настоящая станция, а конструировался он в течение полугода.
Экскурсия длилась около двух часов. Возможности ретро-музея Забайкальской железной дороги оцениваются очень высоко. Это не просто музей. Это и образовательный центр, 3D — кинотеатр, в котором можно посмотреть документальные фильмы о Забайкальской железной дороге, и электронная библиотека, где хранятся старые книги. Все эти новшества не оставляют посетителей музея равнодушными, заставляют возвращаться в ретро-музей.
Вход в музей свободный. Он работает в будние дни с восьми часов утра и до пяти вечера. А в выходные и праздничные дни экскурсоводы поработают с вами по предварительным групповым заявкам.