Мир, в котором реальность едва-едва отличается от сумасшедшей фантазии. Дом, который построил Свифт — это и оранжерея, и вокзал, и перевернутая чаша, и сломленный мир. Это мир, в котором есть все: пороки, любовь, нежность, сумасшествие, ненависть и зависть
Сказки. Они имеют ключевое значение в воспитании каждого ребенка. Через незамысловатые сюжеты всегда проще выводить мораль, на контрасте показывать, что хорошо, а что — нет. Наверняка вы, услышав или прочитав где-то слово «сказка», сразу строите ассоциацию с чем-то детским. И я не была исключением. До тех пор, пока театральная сцена не открыла для меня взгляд на сказки совершенно с другой стороны.
И речь пойдет даже не о самих произведениях, нежели чем об авторе одного известнейшего произведения. Я говорю о книге «Гулливер в стране лилипутов». Ее в первой половине XVIII века написал англо-ирландский писатель-сатирик. Он был священнослужителем, работал деканом Собора Святого Патрика в Дублине, а все свои завещанные деньги поручил оставить в пользу душевнобольных, как и его собственный дом.
Григорий Горин — это русский писатель-сатирик, который за всю свою жизнь написал около пятидесяти книг. Это он написал комическую фантазию «Тот самый Мюнхгаузен», трагикомедии «Забыть Герострата!» и «Чума на оба ваши дома», пьесу «Поминальная молитва», театральную фантазию «Дом, который построил Свифт». В последней-то книге и сплелись два сатирика. И получилось нечто необыкновенное… Свифтовские великаны, лилипуты, гуигнгнмы, лапутяне и Гориновский перевернутый мир с разбитыми стеклами, стоящий на грани реальности и фантазии.
Здесь и констебль, заглядывающий в свое прошлое, в год расправы над Иисусом, здесь и маленькие лилипуты, странствующие по всему Королевству Британии. И сумасшедший декан — Свифт, который совсем, совсем не говорит.
— Что здесь происходит, господа? Кто-то умер?
— Свифт.
— Как же? Я его врач.
— Да вон он, сидит на скамейке, сами спросите, точно он умер.
Чокнутый священник, репетирующий свою смерть из года в год, из раза в раз. И неустанно, неустанно молчащий. «Для того, чтобы проповедовать, декану не обязательно говорить». Спектакль стирает грани. И вот ты уже не понимаешь, что есть вымысел, и где мы находимся: в голове Свифта или в реальном мире?
Судья: Бесспорно, сэр, бесспорно! Именно поэтому мы запросили Лондон о характере явления…
Один из членов совета: И что они ответили?
Ученый: Бесхвостая комета, да?
Судья: Если бы…
Епископ: Страшный суд?
Судья: Хуже. Они пишут: «Решайте сами!«…
Вот и я скажу: решайте сами! Это совсем нетривиальный спектакль, после которого разговоры в фойе не утихали долго. И вряд ли утихнут когда-нибудь в стенах театра и за ними. Здесь нет прямых ответов на вопросы. Смотрите, думайте, решайте. В каком мире вы живёте, кто вы, кто окружает вас. Что вы готовы сделать, чтобы изменить или измениться.