По статистике, на сегодняшний день — 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек в учебных заведениях. Это явление, всё чаще и чаще встречающееся в школах, принято называть «буллинг» — моральное и физическое насилие, доминирование и принуждение, запугивание и вымогательство. В связи с распространением социальных сетей, нас также посетило такое явление, как «кибербуллинг», что означает травлю на просторах интернета (например, оскорбительные сообщения и комментарии)
«Буллинг» не обошел стороной и малые города, в том числе и Верхнюю Салду — титановую столицу Урала. В середине марта специалисты благотворительной организации «Семья детям» провели открытую лекцию для родителей на тему «Что такое травля? Что делать, чтобы Ваш ребенок не стал (перестал) быть жертвой издевательств в школе?». Мероприятие состоялось в рамках социального проекта «Профилактика жестокого обращения в отношении детей», спикером выступила Марина Березина — тренер, психолог и супервизор организации «Семья детям». В ходе лекции были даны советы по распознанию и методам предотвращения конфликтов в классе, а также разъяснено множество вопросов, волновавших родителей салдинских школьников. Главная задача проекта — научить взрослых видеть жестокость, бороться с ней и правильно действовать в критических ситуациях.
В настоящее время, травля в школе, является довольно острой и злободневной темой. К сожалению, «школьные стены» не всегда бывают такими «дружными и уютными», как бы хотелось их видеть родителям, а соответственно дети могут оказаться жертвами, агрессорами или свидетелями в любой момент. Существует множество подростковых историй о переломных моментах жизни в школе, которые не могут не трогать человеческое сердце.
Катя, 17 лет»
Меня травят в школе. Не то, чтобы в прямом смысле слова берут баллончики с ядовитой жидкостью и выводят, словно мерзких тараканов, напротив — истребляют как ненужное существо несколько иными способами. Этим «существом» стала я, а главным оружием психологическое насилие.
Всё началось еще в пятом классе, когда к нам пришли Влад, Миша и Ваня. Почти сразу мальчики освоились в новом классе и начали выбирать себе жертву. Ею оказалась я. Оскорбления в мою сторону полились огненным ливнем и начались они по поводу внешности. Это самое первое, что может привлечь обидчиков.
Я была слишком толстой и неуклюжей, с маленькими глазами, кривым носом и большим ртом — такими нелестными эпитетами меня описывали новоиспеченные одноклассники. Своим мнимым авторитетом, наигрываемым за счет унижений меня, они смогли убедить в своей правоте абсолютно весь класс. Ребята не говорили гадости мне в лицо, они были молчаливыми свидетелями травли, которые потом обсуждали мои недостатки на переменке в раздевалке. Возможно, у меня и были какие-то небольшие изъяны во внешности, но у кого их нет в связи с гормональной перестройкой организма? Нужно было сразу ответить мальчикам, но «я одна, а их трое, если буду выступать, все будут смеяться еще больше». Я рассказала об этом своим родителям, но они просто отмахнулись от меня, у них было слишком много своих «взрослых» дел. Они посчитали, что я гиперболизирую ситуацию, а ребята таким способом пытаются обратить моё внимание на себя. Ага, конечно, «урод», «лох», «чудовище», «страшила», по их мнению, должен нравиться мальчикам. Учителя говорили только одно: не обращай внимание. Дальше — больше. Я боялась переходить в другую школу, думала, что везде будут ненавидеть просто за то, что ты есть. Да и родители были не в восторге от такой перспективы, если их чадо сменит стены учебного заведения. Постоянные «подколы» и «издевки», подкарауливание возле школы для того, чтобы закидать снежками или сосульками, намеренные смешки над моими действиями — были обычным каждодневным делом. Я не могла справиться с этим одна, я буквально лишилась всяческой поддержки и со стороны школы, и со стороны семьи. Все просто не придавали этому значения. Они не знали, что испытывала в тот момент я! Они не знали, каково это, каждый день носить в себе тяжкий груз оскорблений, бояться лишний раз показываться людям на глаза! Дорогие родители, пожалуйста, не удивляйтесь тому, что ваш ребенок стал вдруг застенчив и стеснителен, не может найти себе друзей и избегает школы при любом удобном случае. Сейчас я уже достаточно взрослая девушка, но могу прямо заявить: все наши обиды идут из детства. После такого переломного периода в моей жизни у меня развился комплекс неполноценности и низкая самооценка. Вы скажите: «нужно просто забыть о том, что было раньше». ОБ ЭТОМ НЕВОЗМОЖНО ЗАБЫТЬ! Если вы так говорите, значит, никогда этого не испытывали. Безусловно, комплекс неполноценности можно побороть, но для этого нужно много и долго работать над собой. Разве вы хотите, чтобы ваш ребенок переживал это? Просто прочитайте мою историю и сделайте всё, чтобы вашего ребенка никогда не постигла такая участь».
Даниил, 18 лет»
Да, вы можете ненавидеть меня и осуждать после моего рассказа, но я просто не знал, как поступить иначе. У меня был друг Лёша. То ли у него были какие-то небольшие проблемы в развитии, то ли это была обыкновенная лень — мне так и не удалось выяснить. Но в четвертом классе Лёша практически не делал домашнего задания и фактически отказывался работать на уроках. Возможно, это было связано с тем, что он слишком много времени проводил за компьютерными играми. Во всяком случае, Леша был неплохим парнем, никогда не грубил учителям и остальным ребятам, всегда был готов прийти на помощь. Однако некое отстранение от жизни класса дало свои плоды. Многие парни (а зачинщиком был сынок одного богатенького человека в нашем городе, посчитавший, что ему всё дозволено) начали обзывать, толкать и всячески подтрунивать над Лёшей. Из-за того, что я дружил с ним, они начали переключались и на меня. «Почувствовав беду», я просто «слинял» от Леши. Я не поступил как «отважный герой» и не защитил парня от насмешек, наоборот, под натиском более «авторитетных» ребят я перешел на их сторону. Так же, как и они, я начал дразнить Лёшу. Конечно, мне было неприятно, мучила совесть, но всё же страх одолел мною. Мы обзывали его, пинали, толкали, забирали портфель и учебники, пачкали его одежду — делали всё, что могло бы его задеть и вызвать ответную реакцию, над которой «авторитетам» так нравилось подшучивать. Думаю, что Леша чувствовал себя крайне подавлено. Я видел, как он с каждым днём становилс яболее скрытным: часто молчал, не хотел ни с кем разговаривать, на переменах лишь сидел в классе и играл в телефон. Единственную отраду он теперь находил в виртуальном мире. А реальный же его пугал. Скорее всего он даже ничего не рассказал родителям. Теперь я боялся еще больше, потому что внутренне понимал, что мы с каждым днем рушим его спокойствие и веру в себя. С горем пополам Лёша отучился 9 классов и ушел из школы, и после того я его больше никогда не видел. Никогда не бойтесь сказать о том, что вам не нравится в открытую, всегда действуете, чтобы в вашем коллективе никогда не появился точно такой же, как я, и точно такой же Лёша».
Как разобраться в том, что ваш ребенок принял амплуа жертвы и предостеречь его от нападок одноклассников, поделилась ведущий психолог благотворительной организации «Семья детям» — Марина Березина.
Кто является участниками «буллинга»?
Здесь участвует агрессор и его помощники, жертва и наблюдатели. Агрессором непосредственно называется тот человек, который начал высказывать или выстраивать своё открытое недовольство по отношению к жертве, а жертвой называется тот, кто подвергается психологическому насилию со стороны агрессора. Соответственно, помощниками агрессора являются те, кто поддерживает его действия по причине страха перед его «авторитетом», боязни оказаться на месте жертвы, или же в качестве необычного способа развлечения.
Наблюдателями, то есть свидетелями, является основная часть класса, которая никак не хочет относиться к этой проблеме ни с той, ни с другой стороны. Агрессор — это ребенок с неудовлетворенными способностями. Его поведение чаще всего связано с потребностью самоутверждения в обществе за счет оскорбления и унижения других, с какими-то внутренними проблемами в семье, а также переживаниями и боязнью самого оказаться на месте жертвы. Вопреки расхожему мнению, агрессором может стать не только ребенок из неблагополучной семьи, но и дети из вполне благополучных семей.
Жертва определяется по своей слабости и неуверенности в себе. Агрессор видит, что ребенок не может ему ответить или «дать сдачи», потому и выбирает его в качестве потенциальной жертвы.
Отличительные черты «буллинга»
Первой и главной отличительной чертой «буллинга» является намеренность действий, а также периодическая повторяемость. Единичный эпизод еще не расценивается как травля. Следует обратить внимание на поведение ребенка, если он не может дать отпор и слишком болезненно реагирует на происходящее, возможно, он стал жертвой «буллинга».
Как распознать, что вашего ребенка травят в школе?
Для ответа на данный вопрос, необходимо провести небольшое наблюдение за своим ребенком и проверить, совпадает ли его поведение со следующими критериями жертвы:
1) ребенок стал более застенчив, закрыт и стеснителен;
2) ребенок стал меньше рассказывать о событиях в школе;
3) ребенок приходит из школы с видимыми синяками, царапинами, ушибами (ссылаясь на то, что упал или запнулся);
4) у ребенка быстро портится одежда и школьные принадлежности;
5) ребенок при любом удобном случае избегает школы (не хочет туда идти, часто врет о том, что недомогает);
6) у ребенка стали пропадать вещи, карманные деньги;
7) ребенок перестал гулять, играть и ходить в гости к своим друзьям-одноклассникам;
8) избегает любого общения с коллективом класса;
9) чаще всего ребенка выбирают последним для участия в играх и конкурсах.
Что является неправильным в сложившейся ситуации?
Самое страшное в данной ситуации — всяческое бездействие, оно может понести худшие последствия для психики вашего ребенка. Чаще всего дети бездействуют, а точнее молчат и не рассказывают о своей проблеме из-за того, что боятся показать свою слабость, не хотят лишний раз тревожить своих родителей или показывать им неоправданность их ожиданий от ребенка. Родители же, своим бездействием по причине «стыдно, страшно и неловко из-за того, что ребенок не такой как все», совершают большую ошибку в отношении своего чада. Если вы видите, что ваш ребенок подвергся «буллингу», при том неважно в качестве жертвы или агрессора, непременно начинайте решать эту проблему.
Что делать, чтобы Ваш ребенок перестал быть жертвой издевательств в школе?
Помните, что ребенок, прежде всего, зависит от семьи, а, соответственно, помочь ему можете именно вы. Обратите внимание на то, какой «климат в классе», что является главными ценностями. Если же это, на ваш взгляд, является неподобающим, то постарайтесь в корне изменить ситуацию. Выступайте инициатором внеклассных мероприятий, а также налаживайте обстановку среди родительского коллектива — неформальное общение между родителями положительно влияет на атмосферу в классе.
Не забывайте про то, что каждый ребенок нуждается в любви и понимании. В вашей семье не должны присутствовать частые конфликты и противоречия, иначе они будут отрицательно сказываться на самочувствии и поведении ребенка. Обязательно обратите внимание на то, если у вашего ребенка нет друга. Такие дети чаще всего становятся закрытыми, и у них больше шансов стать жертвой. Учите ребенка общаться и общайтесь с ним сами, поддерживайте его, рассказывайте о том, как вести себя в конфликтных ситуациях — доверие между родителями и детьми очень важно подрастающему поколению. Непременно разберитесь в ситуации на основе всего класса, если это возможно.
Самое главное для ребенка — ваша поддержка, любовь и вера в его силы!