«Когда я вас сейчас увидела, я поняла, что все не так уж плохо. Это поколение еще интересуется Аркадием Гайдаром!» — сказала Евгения Аркадьевна в начале встречи
Недавно мы побывали в редакции газеты «Пионерская правда», где состоялась беседа с дочерью одного из любимых детских писателей А. Гайдара. Мы узнали о жизни самой Евгении Аркадьевны и автора множества книг: «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Тимур и его команда» и других.
Евгения Гайдар-Голикова — это приемная дочь русского и советского писателя Аркадия Петровича Гайдара. Она поведала нам историю из своего детства, в которой говорилось: в их дворе жила девочка, которая писала книгу на не очень понятную ей тему. Девочка попросила Женю показать ее произведение Гайдару. Когда, наконец, он нашел время и прочел книгу, Аркадий Петрович сказал этой девочке: «Для того чтобы о чем-то писать, надо знать, о чем ты пишешь».
Евгения Аркадьевна рассказала нам о и том, что ее сын и дочь не пошли по стопам отца (их отец — ее муж — был одним из первых программистов СССР, — прим. ред.) и стали художниками. Е.А. Гайдар-Голикова всю жизнь помогала мужу: переводила, редактировала, а также она писала и публиковала книги для детей.
На встречу приехал А.И. Рымкевич, друг детства Евгении Аркадьевны, с которым они не виделись очень много лет. Друзья вспоминали свое детство, довоенный двор. Анатолий Иванович с интересом слушал рассказы дочери Гайдара и ее ответы на вопросы, которые задавали ребята, в том числе и мы.
Вот некоторые из этих вопросов.
Тимуровцы помогали родственникам мужчин, ушедших на войну?
Да, они очень помогали. Мыли полы старым людям, готовили еду. Мы с подругой Лялей тоже были тимуровцами. В Яковлевском переулке находился госпиталь. Там лежали тяжелораненые. Мы приходили туда, разговаривали с ними, а это очень важно для больных общение! Еще мы писали от них письма родственникам, чтобы пострадавшие считали себя нужными.
Сейчас в Клину возрождается тимуровское движение. Современные тимуровцы ходят и к пожилым людям, и в садики. И хотя сейчас нет ни у кого свободного времени, они его как-то находят!
Как вы справлялись с голодом в военное время?
Просто. Один мой знакомый мне говорил: «А вы знаете как вкусно, суп из лебеды?» Я не пробовала, не знаю, но люди ели, и им нравилось. В то время никто не болел — некогда было, да и лекарства не всегда находились, существовала одна цель — победить.
Как вы пишете?
Часто я придумываю различные истории, когда сплю, а потом их забываю. Поэтому я стала класть на постель тетрадь с карандашом. Однажды пришла мне в голову такая фраза: «Как-то рано у постели два носочка тарахтели». Записала и решила, что это неспроста, поэтому продолжила, и получился огромный стих. Я пишу через сердце. Как говорил мой отец, главное, писать о том, что ты хорошо знаешь или на тему, которая тебе очень нравится.
В повести Тимур и его команда есть девочка Женя. Ее папа назвал в вашу честь?
Да, он точно знал, какое имя будет у героини (по воспоминаниям друзей, писатель назвал главных героев так, как своих детей: Тимуром и Женей. У Аркадия Петровича был сын от другого брака, родившийся в 1926 году, Тимур Гайдар, прим. ред.). А вот Тимур в книге появился не сразу. Сначала он задумывался как Дункан. Но не разрешили Дункана (советское общество не приняло это имя, — прим. ред.). У нас во дворе жил сын дворника, его тоже звали Тимуром. У него папа ушел на фронт. И наша семья была первой тимуровской командой: мы помогали этому мальчику.
В начале и конце встречи мы смотрели отрывки из фильмов по произведениям Гайдара. Звучали красивые военные песни. Те, кто их знал, подпевал, а кто не знал, слушал.