На наше счастье, на дорогу ушло не очень много времени — на метро доехали быстро и организованно, с троллейбусом тоже проблем не возникло — сразу же подошел нужный товарищ. Поэтому конкретно наша редакция прибыла на место общего сбора, то есть почти к дверям Мосфильма, чуть раньше остальных. Так что у нас было время погреться на солнышке, детально рассмотреть танки за забором, а некоторым даже немного поиграть в футбол, словом, отдохнуть и погулять на свежем воздухе.
Позже, когда остальные команды более-менее оперативно подтянулись и билеты были закуплены руководителями, мы вместе с огромной толпой юнкоров прошли через узкие (для такого количества народу) двери, словно через портал, и оказались уже на территории Мосфильма.
Нас встретили огромные постеры фильмов «Чужой», «Босс-молокосос» и «Анна Каренина» на одном из зданий, а вокруг — бледно-желтые павильоны, широкие дорожки и деревья. А одна из стен павильона знакомит со знаменитыми фильмами киностудии «Мосфильм».
Тем временем мы, юнкоры, разделились на две группы, ибо одна группа из семидесяти человек — это слишком много на одного экскурсовода. После недолгого ожидания обе группы забрали две Анны-экскурсовода, чтобы поведать им тайны Мосфильма.
Первые четыре зала — это экспонаты, которые нельзя трогать руками. Я говорю о них так, потому что, во-первых, их действительно нельзя трогать руками, а во-вторых, потому что это в большинстве своем были вполне материальные предметы, которые как раз потрогать очень даже хочется. Машины старых марок, которые поучаствовали в съемках многих фильмов и сейчас стояли вдоль стен зала, пахнущего бензином, поблескивая в свете вспышек фотоаппаратов. Макеты корон, сверкающих под стеклом, и жуткие маски для фильма «Вий» (действительно жуткие, словно этих чудовищ по-настоящему за стекло посадили). Потрясающие и яркие костюмы древней Италии из фильма «Яд или всемирная история отравлений», которые можно было детально рассмотреть, и целый реконструированный двор Дании с фонтаном (без воды, зато с монетками).
Экспонаты были самыми разноплановыми, но все вместе это создавало атмосферу какой-то «не этой реальности». Потому что очень странно видеть перед собой в материальном виде вещи, которые не привык видеть таким образом. Одно дело — карета на экране, совсем другое дело — вот она, прямо перед тобой, можно к ней даже прикоснуться (но лишь в теории, на практике их трогать нельзя, ибо кто-нибудь потом будет злой и укусит. А еще если каждый желающий потрогает карету, то в следующий раз Золушка на тыкве на бал отправится). А про «виевских» монстров я и не говорю, такое уж точно только на экране увидишь. Поэтому все это потихоньку затягивало нас в атмосферу «другой реальности» и других миров, которые оживают благодаря кинематографу.
Но самая потрясающая часть, действительно мир иной ждал нас впереди. После путешествий по четырем мы отправились дальше, к танкам, а оттуда — в следующий павильон, который назывался Москва — Санкт-Петербург. И вот это уже была смена реальности. Мы оказались в Москве и Питере девятнадцатого века. Буквально. Огромное пространство с построенными улочками этих городов того времени. Первое впечатление, когда только ступаешь на брусчатку — изумление, а затем — восхищение от того, что оказался в другом времени.
Юнкоры бродили по улочкам, восторженно оглядывались по сторонам, фотографировали все, что видели, заглядывали в окна, приоткрытые двери и странные подворотни. У меня, уж не знаю, почему, в голове отчетливо стучала одна мысль — «Раскольников». Возможно, это влияние всей атмосферы, которая была уже не призрачной, как в залах. Это было полноценное ощущение себя в совершенно ином пространстве, в котором жили литературные герои, в котором жили люди задолго до нас. Здесь, по этим улицам, ходили актеры, вот только этот факт уже не воспринимался, как раньше. Сознание рисовало не актеров, а именно персонажей, которые жили здесь, а не просто стояли перед камерой.
Золотое солнце, тени людей, домов и деревьев на брусчатке, залитые светом улицы не нашего времени и мы, юнкоры, бродим средь домов. Мосфильм действительно творит чудеса, ломает временные барьеры и немного открывает другие миры, ведь наш мир в прошлом тоже в какой-то степени «иной». Поэтому с этой экскурсии мы уходили, унося с собой воспоминания о людях других эпох и о мирах, что оживают благодаря творчеству людей и магии кино.