В последнее время все чаще поднимается вопрос об инклюзии — возможности обучаться в одном учреждении всем: здоровым и имеющим особенности развития детям. Данной теме посвящены многочисленные лекции, семинары, а также разработки
Существует Конвенция ООН «О правах инвалидов», которую, в том числе, подписала и Россия: в ней провозглашается обязанность государств-участников предоставить «доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию». За четыре года, как это соглашение вступило в силу в нашей стране, у нас очень мало что изменилось. Оно в первую очередь должно решить ряд уже существующих проблем: например, нехватку коррекционных заведений. Их количество ежегодно сокращается, в то время как туда поступает все больше первоклассников.
Согласно Конституции, на образование имеют право все граждане России, но по факту, по данным Росстата за 2014 г., восьмая часть детей-инвалидов — 12,3% из общего числа детей от девяти до пятнадцати лет — фактически лишена этой возможности. Их никуда не принимают, вынося вердикт: «не обучаем». Родители каждого тринадцатого ребенка с особенностями слышат «ваш ребенок программу не потянет» из-за отсутствия гибкости коррекционного обучения индивидуального подхода.
При инклюзии должны учитываться все особенности развития и способности учащегося. Но на сегодняшний момент не все учителя готовы это делать. «Спустя год преподавания в школе для глухонемых я уволилась, — делится Елена Николаевна Тимофеева, учитель русского языка и литературы в моей школе. — Было очень тяжело: я постоянно плакала, жалела их». Она считает, что все учителя не могут стать коррекционными педагогами. Те, кто готов, целенаправленно поступают в Институт дефектологического образования и реабилитации Университета имени Герцена: только здесь в Санкт-Петербурге дается высшее образование для работы с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Но готовят общих специалистов — в программе не предусмотрено обучение учителей-предметников.
Объединенное образование — это ни в коем случае не отказ от коррекционного. Даже если дети-инвалиды в массовых школах будут обеспечены всеми необходимыми книгами и оборудованием, им по-прежнему будут необходимы специальные условия. Но на данный момент скорее коррекционная система адаптируется под обычную. В пример можно привести аналог ЕГЭ, так называемый ГВЭ — государственный выпускной экзамен для лиц, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии.
Мне сложно выразить свое отношение к этой реформе. В моем классе есть ребята с особенностями развития. У Леши и Лены (имена изменены) психические расстройства. Парень никогда не конфликтовал с коллективом, наоборот, мы все поддерживаем с ним хорошие отношения. Чего нельзя сказать о девушке: поведение у нее странное, она часто впадает в истерики, в ответ на замечания нередко начинает оскорблять. Учиться с ней в одном классе некомфортно. Нетрудно представить, к чему на самом деле приведет объединение, если такие как Лена будут в каждом классе.