Дорога — это всегда нечто абстрактное и не совсем определенное. Дороги имеют большое значение. То, какие они, куда ведут. Если речь идет о дороге, на которой после дождя появляются лужи, то все довольно просто. А если это дорога, которая не имеет материального обличия, то для каждого она своя. Дороги можно увидеть везде
Шел четвертый день БИ. Плотный график перед ММСО (который во время ММСО станет еще плотнее) имел возможность быть разбавленным экскурсией на Мосфильм. И это было чем-то похожим на глоток холодной воды в знойный день засушливого лета — настолько это было нужно, особенно, тем, кто еще не въехал в суть дела и не смирился со своей участью. Все вздохнули с облегчением. Конечно, предыдущие дни были интересными, без исключения, насыщенными разными запоминающимися событиями. Но и в той же степени выматывающими.
Так что, юные журналисты, со счастливыми лицами и явным облегчением, прибыли на огромных размеров территорию киностудии Мосфильм.
Как только нога жаждущих знаний юнцов ступила на эти земли, стало ясно — не всегда то, что кажется простым с виду, на самом деле является таковым. Множество разных зданий и комплексов соединяла сеть дорог, но, к сожалению, нашему любопытному взгляду представился только малый кусочек всего этого масштаба. Посетители имели возможность сделать несколько фотографий до начала экскурсии с различными машинами и оборудованием, выставленным прямо на улице.
Когда пара экскурсоводов разобрала по две части своих слушателей, две группы по-отдельности отправились в самое ближнее здание. Здесь были выставлены на всеобщее обозрение автомобили разных времен, но, преимущественно, XX века. На табличках около них была указана марка, название и фильмы, в которых они снимались. У каждого была своя история. Какой-то просто захватили со свалки, потому что приглянулся, и привели в порядок уже здесь. Какой-то был самым старым, и, по легенде, ни разу не чинился, при этом оставаясь на ходу и в рабочем состоянии. Какая-то модель выпускалась в очень малом количестве.
В соседнем зале было выставлено множество самых разных экспонатов. Были там и костюмы средневековых рыцарей, и головные уборы некоторых героев фильмов. И макеты, сооруженные настолько детально, трудоемко, и кропотливо, продуманные до каждой мелочи, что аж дух захватывало. Это все было таким хрупким с виду, что, казалось, дунь — и все это великолепие рухнет, как воздушный замок из пластиковых стаканчиков.
Вниманием завладевало абсолютно все. В следующем зале находились слепки с лиц актеров. Разные черты, овалы лиц, линии губ, носа, подбородка… Настолько интересно было вглядываться в каждое. Издалека будто все они были одинаковыми. Но подойди ближе, приглядись — и вот уже каждое обретает свою собственную форму, невероятную рельефность. Руки так и тянулись навстречу, в желании коснуться и ощутить эти плавные переходы лица. Но не живого, а гипсового. Хорошо, что они были за стеклом…
На стене была представлена схема гримировки актеров. Выглядело это впечатляюще. Ведь чтобы правильно загримировать, нужен тоже немалый труд и выдержка. Вы знали, чем на самом деле является кровь в фильмах? «Клубничка, малинка… Все, что съедобное. Но только не кетчуп». Все оказалось таким простым и логичным, без каких-то там заморочек. И от этого еще более потрясающим.
На улице, прямо у входа, стояло несколько танков. «Можно с ними сфотографироваться…». Группа юных журналистов уже было хотела оккупировать танки одним мощным живым потоком. «…Но только не лазить на них». Большинство лиц тут же приняли расстроенное и обиженное выражение. В том числе и мое.
Далее, по дороге, петляющий между разных небольших зданий, мы направились к следующему объекту нашего внимания. И это оказался небольшой городок, построенный специально для съемок очередного фильма. Это отдельная история. Это отдельный мир. Пусть городок и выглядел невероятно красиво, живущий своей собственной архитектурой и атмосферой, но во всем нем читалась какая-то почти осязаемая тайна. Представьте, ее можно было вдохнуть вместе с воздухом. Пустынные улицы почти сразу же наполнились людьми. Это немного скрасило его гордую заброшенность и отстраненность от всего мира. Каждое сооружение было шедевром. От зданий с величественными колоннами и лестницами, до обычных деревенских домишек. Церквушки, арки, подворотни… Каждая постройка манила к себе и шептала «Задержись подольше рядом со мной… Прикоснись ко мне… Я так архитектурна…»
Стекла в оконных проемах домов были мутными и пыльными, а солнечный свет играл на нем странными пятнами. Голубое небо создавало светлый купол над этим мрачноватым местом. Все жило контрастом. То, что было внутри, и то, что находилось за изгородью. Даже воздух будто был другим.
Дороги, выложенные камнями-булыжниками любезно делали массаж ногам (к слову, до сих пор ходить неловко). Кеды не справлялись с ролью защитника, и новый шаг отдавался ощущением каждого камня под стопой. Но, опять же, это только играло на общую атмосферу. Вот идешь по улице, и в голове всплывают картины оживленной мостовой. Люди снуют туда-сюда, шум, разные запахи, толкучка… Это место будто оживало в немудренных фантазиях.
Возможно, это было самым сильным впечатлением. Хотелось бы задержаться подольше. Все время, что длилась экскурсия, можно было бы осматривать это таинственное место, покрытое слоем пыли, будто замершее во времени.
Как бы ни хотелось уходить, но пришлось последовать за экскурсоводом в последний на сегодня павильон. Здесь мы смогли лицезреть несколько костюмов. В частности — костюмы, которые использовались в съемке фильма «Анна Каренина» — новинке российского кино 2017 года. В витринах находилось еще несколько экспонатов.
А дальше нас ждала небольшая страшная сценка. На глазах зрителей осуществлялась постановка всеми известного «Вия» Н.В. Гоголя с использованием «искусственных актеров» аниматроников. Панночка, над которой Хома читал молитвы три ночи, оживала и тянула к нему когтистые руки, продвигаясь ближе. Сам Хома был чем-то невероятным. Настолько реалистичный, что с трудом верилось, что это всего лишь робот. Выразительное лицо, поза, взгляд. Одна только вздувшаяся на шее вена о многом говорила… На заднем плане находился сам Вий, чьи глаза загорались дьявольским красным огнем. И еще несколько чудовищ рядом с гробом. Не сказать, что это было действительно страшно, но поражало это еще так.
На этом наша экскурсия и закончилась. Сам экскурсовод с чувством выполненного долга покинул нас, и дальше каждый уже делал то, что хотел. Кто продолжал бродить и внимательнее рассматривать экспонаты, кто-то фотографировался, а кто-то поспешил на улицу.
Хоть нам и показали только небольшую часть всего того мира Российского кино, но и эта малая доля была очень познавательной и действительно интересной. Хотелось бы увидеть все то, с помощью чего снимают кино, как разворачивается действо, по каким правилам, как это обрабатывают. Но, аспектов во всем этом деле очень много. Да и территория у Мосфильма немалая. Вряд ли хватило бы и дня, чтобы просмотреть все досканально. Но, в любом случае, любопытные дети, удовлетворившие свои потребности отдохнуть от подиумов-летучек-церемоний открытия и заданий, с легкостью на душе и полные впечатлений, отправились писать очередные тексты. И, что-то мне подсказывает, что текстов будет на этот раз немало.