Новости
14
02.2017
№ 11972
Золотой век, Серебряный век… А это — наш!   




Гуманитарий — это призвание. А наша гимназия — кладезь мастеров слова, уже достигших определенных высот, но все еще стремящихся к невидимым с земли вершинам. Неделя словесности стала бесспорным тому подтверждением. Хотите в этом убедиться?

16 января (не спешите закрывать ссылку с лонгридом, который может сперва показаться неактуальным) стартовало грандиозное для нашей школы мероприятие — «Неделя словесности». Почему мы сообщаем об этом спустя практически месяц? Вместо одной недели мы посвятили литературному искусству и письменности целые три, воплотив немалое количество желаний юных любителей словесности в жизнь.

В рамках цикла состоялись литературная гостиная «Рукописи не горят», конкурс чтецов в кафе «Бродячая собака», конкурс корректоров. Более того, при планировании мероприятия «недели» у ее главного координатора появилась идея создать «фотобудку», в которой школьники и учителя смогли преобразиться в поэтов Золотого и Серебряного веков русской литературы.

О том, как рождаются идеи

У каждого дела есть вдохновитель. Главным координатором нашего проекта стала Эльмира Набиева, ученица 9 «В» класса, уже не раз выступавшая в роли организатора, но впервые — в роли ответственной за целый событийный цикл.

Она поведала нам о том, как зародилась идея проведения этого множества встреч ценителей искусства слова: «Люблю ли я брать ответственность на себя? Честно? Безумно. Почему? Мне до сих пор неизвестно. Может, я верю в теорию бумеранга и стараюсь делать что-то хорошее для того, чтобы и моя жизнь пестрила красками. А может, я сама творец, и сама разукрашиваю свою жизнь, творя всевозможные мероприятия. Скорее всего, так и есть. „Скоро неделя словесности, — поделилась со мной преподавательница русского языка и литературы, Татьяна Юрьевна, — может, сделаем что-нибудь яркое?” Сразу вспомнился плакат, на котором Шекспир и Пушкин зазывали всех на конкурс чтецов. Его я увидела на одном из лестничных пролетов в школе, где мы в тот день писали олимпиаду по литературе. „А что, — говорю я, — почему бы и нет?” Таким образом все и завязалось. Идея за идеей. Времени было мало. Неделя словесности начиналась уже совсем скоро, и нужно было срочно распределять обязанности, рисовать плакаты, объявлять о встречах, собраниях. Было ли сложно? Конечно. Но разве интересно, когда что-то дается легко? Именно поэтому сейчас, после всех прошедших мероприятий, я чувствую удовлетворение от всего, что нам всем вместе удалось сделать».

Путешествие по ленте событий

«Рукописи не горят»

Литературные гостиные — это традиция «Гаммы», зародившаяся больше двенадцати лет назад. Без нее трудно представить школьную жизнь. Татьяна Юрьевна Каратаева, преподаватель русского языка и литературы, проводит эти уютные встречи в формате посиделок при свечах с 2005 года. А около пяти, по ее словам, лет назад на них стало звучать чтение не только произведений других авторов, но и собственных рукописей.

Здесь можно встретить и самых юных творцов — учеников 5–8-х классов, и более зрелых — учащихся старшей школы, и профессионалов своего дела — учителей русского языка и литературы — в общем, любых людей, вне зависимости от пола, возраста и рода деятельности, желающих поделиться с окружающими своим творчеством.

О том, что особенного в этом мероприятии, как оно проходило и почему есть необходимость в проведении подобных встреч, нам рассказала Алина Смирнова, сотрудница редакции и ученица 10 «В» класса:

«Приглушенный свет, негромкие голоса… Пляшущее пламя свечей, сладкий аромат чая… Тихие, красивые речи и их глубокий смысл…Завораживает, не правда ли?

В нашей родной и уютной гимназии „Гамма” учится много детей, отличающихся друг от друга своими пристрастиями, интересами и увлечениями. Одни неравнодушны к музыке, вторые — к рисованию, третьих же тянет, например, к искусству фотографии.

Любая из формирующихся личностей чем-то наделена, и, разумеется, немало среди учеников и одаренных мастерством слова. О нет, не думай, пожалуйста, читатель, что подобные их умения проявляются лишь в прекрасно составленных ответах на уроке литературы, или в хороших оценках по тому же предмету, или в сочинениях по школьной классике. Такие ребята проявляют уникальный писательский талант в своих настоящих, авторских, произведениях. Пускай, иногда эти рассказы, очерки, эссе, стихи содержат в себе сильно заметные недочеты, ошибки, или за основу взяты не очень удачные идеи — это не играет роли.

Все студенты Гимназии разные: кто-то уже успел наловчиться в передаче полета бушующей мысли на бумаге, а кто-то только пробует себя. Но, безусловно, всем им пойдут на пользу такие мероприятия, как вечера в литературной гостиной. В этом мы смогли убедиться семнадцатого января.

В тот день тяжелые уроки пролетели для участников планируемой гостиной незаметно и закончились не обычным путем домой, тренировкой или же репетицией, а поспешными приготовлениями к этому чудесному событию.

Сдвигались деревянные парты, стулья, доставались красивые скатерти и ароматные свечи, тихонько подавал голос и закипающий чайник — об официальной обстановке никто и не думал, она бы лишь испортила настроение и мирную, домашнюю атмосферу. Все это не заняло много времени, и буквально через двадцать минут каждый взял себе по теплой чашке с горячим чаем и удобно уселся у единого, напоминающего овал, стола, освещающегося только неяркой лампой и множеством трепещущих огоньков.

Здесь оказались люди, разные по возрасту и образованию: и небольшие девчушки из шестого „В”, и ученики постарше, вплоть до совсем уже взрослого десятого класса. Конечно, тут сидели и сами преподаватели русского языка и литературы — Каратаева Татьяна Юрьевна и Ходыско Александра Алексеева. Пришло время начинать.

Да, пришло время начинать! А именно — читать окружающим тебя людям то, что ты написал сам, вынося это на общее обсуждение и критику. Минута ожидания, волнения у первого участника — и полилась приятная слуху речь. Небольшие рассказы, статьи, даже стихотворения звучали тогда!

В такой манере обсуждались многие важные и неоднозначные темы — разлука, человеческая гордость и неумение вовремя остановиться, взросление подростков, жизненный путь влюбленных, моральные ценности и даже самоубийство.

Не станем сейчас перечислять названия произведений, особенности речи и самих авторов, однако, явно достойных упоминания, — все это будет слишком сухо и безжизненно по сравнению с эмоциями и впечатлениями, полученными в тот вечер.

Лишь скажем, что каждый из участников показал свой талант, получил нужную для дальнейшего развития критику и, безусловно, бесценный опыт. Без сомнения, подобные встречи будут проводиться неоднократно. Надеемся, что и на последующих чаепитиях никто не заметит, как быстро истечет неумолимое время, подгоняя всех из уютной, приятной обстановки по домам».

Конкурс чтецов в кафе «Бродячая собака»

Вас, наверное, удивит то, что в школе есть кафе. Если же нет, то следует добавить, что это не булочная и не столовая, куда сбегаются учащиеся на переменах. Это оформленное под один из известнейших культурных центров — арт-подвал «Бродячая собака» — школьное фойе, где у всех желающих есть возможность прочитать любимые стихотворные и прозаические строки, послушать мастеров и еще не очень опытных выступающих, насладиться уютной атмосферой под чашку горячего чая при свечах.

Да, «Гамма» действительно пестрит традициями. Эту Эльмире удалось возродить. Инициаторами встреч в «Бродячей собаке» были Валентина Геннадьевна Хоменко, Валерия Викторовна Беленко, Татьяна Сергеевна Федосеева, Екатерина Анатольевна Дмитриева и Борис Борисович Митрофанов — организаторы большинства культурных мероприятий, до сих пор работающие в нашей школе и активно воплощающие различные идеи, касающиеся культурной и социальной сторон жизни.

Екатерина Анатольевна упоминает, что мероприятия такого формата организовывались в школе неоднократно и проводились в дни памяти Есенина, Блока, Высоцкого, поэтов Серебряного века.

На этот раз встреча была несколько изменена и сопряжена с «Конкурсом чтецов». Екатерина Анатольевна, чьей идеей и было объединение двух мероприятий, замечает: «Конкурс хотели проводить в актовом зале, а кафе организовать в фойе первого этажа. Но я предложила объединить их, так как формат очень схож, а зал теряет камерность при небольшом количестве людей». Так что чтение произведений русских и зарубежных классиков проходило в интимной, приятной обстановке, что помогало расслабиться и побороть волнение тем, кто находился на сцене.

Несколько слов стоит сказать о том, как проходила подготовка. Эльмира, ответственная за «Бродячую собаку», занималась планированием мероприятия, подбором членов жюри, созданием программки, в которой был список всех конкурсантов. Ученический совет гимназии работал под руководством главного координатора. На учащихся 10 «Г» класса лежала ответственность за декорирование помещения плакатами, оставшимися с прошлых лет.

Впечатлениями от «Конкурса чтецов», который проходил в три этапа, поделились конкурсанты и сотрудники редакции, Василиса Буданцева и Федор Аксенов:

«Не впервые в гимназии проходит „Конкурс чтецов”, на котором школьники демонстрируют свои познания в литературе и интерес к писательской деятельности. Но на этот раз формат состязания весьма отличается от предыдущих, завораживая своей обстановкой и неформальностью.

Здесь все желающие, подавшие и не подавшие заявки, могут прочесть отрывки из любимых произведений. Те, кто выступает в качестве конкурсантов, будут оценены компетентным жюри, а остальные выступят перед публикой лишь для того, чтобы поделиться эмоциями от произведений, затронувших их.

Согласно программке мероприятия, с которой у посетителей кафе была возможность ознакомиться еще до открытия импровизированного заведения, 23 января, в первом этапе конкурса, приняли участие ученики с 6 по 10 класс. Их задачей было прочитать прозу или стихотворение наизусть.

Участникам конкурса была дана абсолютная свобода: каждый выбирал произведение самостоятельно, без каких-либо ограничений. Возможно, поэтому ребята выходили на сцену не как на эшафот, чтобы „сдать” произведение, а для того, чтобы поделиться своими соображениями, выражающимися в интонации, жестах, мимике, с другими.

В состав жюри входили трое преподавателей русского языка и литературы: Татьяны Юрьевны Каратаевой, Александры Алексеевны Ходыско и Натальи Владимировны Шиховец.

Все участники, конечно, волновались, и как бы девочки не пытались скрыть под своими юбками трясущиеся колени, а мальчики не старались взять листы с текстом так, чтобы последние не колыхались, было заметно, что многие пребывают в состоянии смятения. Однако, когда они поднимались на мини-сцену, подносили микрофон к губам и, глубоко вдохнув, начинали говорить, практически у всех в глазах был заметен яркий блеск удовольствия от чтения любимого отрывка или целого произведения. Сама ли обстановка придавала им уверенности, или приглушенный свет, в котором трудно было разглядеть эмоции жюри — неизвестно. Ясно лишь одно: и преподаватели, и учащиеся получали безмерное удовольствие этим вечером.

После прочтения всех произведений жюри удалилось для выбора участников, которые должны были пройти в следующий тур. А так как это дружеские, уютные посиделки, гости в отсутствии жюри выступали вне конкурса — читали любимые работы классиков и современных авторов наизусть или используя текст произведения.

Хочется отметить то, что прозвучали стихи не только великих писателей, но и самих учеников. Это поистине радует и греет душу. Прекрасно ощущать творческий дух молодого поколения!»

По решению жюри во второй тур прошли 14 конкурсантов. Татьяна Юрьевна Каратаева, объявляя результаты, упомянула, что комиссии было трудно отобрать двенадцать, как предполагалось изначально, участников, поэтому ее члены решили увеличить число «билетов» в следующий тур.

Второй этап конкурса прошел ровно через неделю. На этот раз у участников было определенное задание: подготовить прозаическое произведение или отрывок из него для прочтения, регламент — пять минут. В кафе звучали строки из «Великого Гэтсби», «Святой Иоанны», «Белой гвардии» и других произведений. Атмосфера была, если можно так выразиться, более напряженная, ведь отрывки были подобраны из весьма серьезных жанров, например, романов. Правда, обстановку разрядил шестиклассник Александр Тябин чтением юмористического рассказа.

В финальном поединке участвовало пять человек, отобранных в предыдущем туре. Только трое из них, Ольга Кузнецова, Лада Трусова и Федор Аксенов, одержали победу, получив в награду возможность участвовать в куда более серьезном и масштабном мероприятии — городском конкурсе «Живая классика».

Ольга поделилась с нами впечатлениями от конкурса: «Знаете, мне безумно понравился сам конкурс. Очень много эмоций испытала на всех трех этапах. У меня постоянно присутствовало чувство волнения, так как раньше я не выступала с такими произведениями на публике. Очень понравилась организация мероприятия, координаторам нужно отдать должное. Обстановка во время конкурса была очень уютная и приятная, и волнение даже уходило на задний план.
Я бы хотела посоветовать ученикам нашей школы участвовать в этом мероприятии в дальнейшем. Кто знает, может, в них есть талант, о котором они даже не догадываются».

Конкурс корректоров

Еще одно важное событие недели словесности — состязание филологов-интеллектуалов. Преподаватели русского языка и литературы организовали конкурс, подготовив задание для различных возрастных групп. Цель — проверить навык нахождения всевозможных ошибок в текстах, дать возможность школьникам почувствовать себя в роли настоящих корректоров и редакторов.

Ребята находились в ожидании целых две недели, но вот настал день, прекративший их муки — день объявления результатов. Оценивание проходило по двум критериям: «чутье» и «идентификатор». Первый проверял умение заметить ошибки, «почувствовать» их; второй — навык распознавания ошибки, правильное определение ее вида.

Самыми младшими участниками были ученики шестых классов. Победу в номинации «Чутье» одержали шестиклассники Диана Валеева, Вячеслав Александрин и Евгения Васильева. Не все из них, однако, верно идентифицировали ошибки. Поэтому в «Идентификаторе» первое место досталось Вячеславу Александрину, второе — Евгении Васильевой, третье — Диане Валеевой.

Восьмиклассники тоже приняли активное участие в конкурсе. Среди них самыми грамотными оказались Ангелина Ярошевская, Анастасия Шатунова и Зена Аббасова.

Среди опытных старшеклассников жюри счетной комиссии удалось выявить большее число победителей. Так, самыми «чуткими» стали Алина Смирнова, Линара Валеева, Анастасия Домбицкая, Эльмира Набиева, Мария Солодкая и Елизавета Савицкая. А в номинации «Идентификатор» первое место заняла Анастасия Домбицкая, второе — Елизавета Савицкая, третье — Эльмира Набиева.

Мир для меня, тебя и Вас

Наша внешкольная жизнь — школьная жизнь. Так было всегда. Даже директор гимназии, Светлана Анатольевна Мешкова, смело утверждает: «Школа — это дом». После последнего звонка с урока половина учеников, конечно, бежит в раздевалку и стремительно покидает здание с не завязанными от спешки шнурками. Но другая половина остается там, где их всегда ждут и где нет времени для скуки и безделья.

Организация подобных мероприятий — грандиозных и скромных, длительных и коротких — помогает ученикам нашей гимназии быть на одной волне с тем, что происходит вокруг, в мире. Ребята, которые принимают участие в них, непосредственно или косвенно, учатся быть организованными, коммуникативными, собранными и целеустремленными.

Неделя словесности предназначена не только для ценителей литературного искусства. Не подумайте, что только талантливые юные писатели, журналисты, филологи могут принять участие в мероприятиях подобного рода.

Одна из важнейших задач — организовать. Работа найдется всегда. Нужно лишь проявить инициативу. А то, насколько серьезно вы отнесетесь к вашей деятельности, какой вклад внесете в это маленькое или масштабное дело, определит конечный результат. Возможно, это будет удовольствие, полученное от прослушивания малоизвестных произведений за столиком в «Бродячей собаке» или победа в конкурсе корректоров. Никто не знает, какие краски окажутся на палитре и во что они смешаются в итоге, но всем заведомо известно, что ничего не бывает просто так.

Наши школьники и учителя, давно ставшие членами одной семьи, доказывают это вновь и вновь, создавая внутри обыкновенного школьного здания свой мир и открывая тайные двери друг перед другом.

Анастасия Домбицкая, Алина Смирнова, Василиса Буданцева, Фёдор Аксёнов, 8–10 классы, «Гамма. Хроник», #3055, Москва / Фото — Полина Кириллова.

   Комментарии (0)  
 
НАШпресс  |   Новость  |  Рубрика «А у нас в школе…»  |    
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/11972   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=14&id=11972
 
 1