В последнее время все более актуальной становится проблема интеллектуального образования и воспитания учащихся, становление творческого потенциала человека, развитие его личностных качеств, возрастает потребность общества в неординарных творческих личностях, которые способны гибко и мобильно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни и полностью реализовать свой талант. . Становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского характера требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет педагогов пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике образования. В связи с этим педагогическим коллективом Центра творчества «Амурский» была разработана дополнительная общеобразовательная программа для учащихся школьного и дошкольного возраста «Исследовательский проект». Основная ее цель заключается в обучении ребенка самостоятельному приобретению знаний путем собственного исследовательского поиска.
Чтобы достичь данной цели необходимо сформировать у ребенка навык исследовательского поведения, который выполняет важную функцию — функцию развития и творческой активности. Исследовательский творческий поиск для человека важен с точки зрения получения нового продукта и с точки зрения значимости самого процесса поиска. Для человека (а для ребенка особенно) важно испытывать истинное удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого творческого процесса и исследовательского поиска.
Содержание программы направленно на получение учащимися опыта игрового проектирования, на участие в познавательных экспериментах, на развитие познавательного интереса и творческого поиска, на развитие коммуникативных навыков, на развитие потребности к самоопределению, саморазвитию, адекватной самооценки.
Становится традицией проведение ежегодной научно-практической конференции учащихся «Наука знать и уметь», на которой представляются итоги научных поисков и исследовательских работ. Сейчас идет активная подготовка к очередной конференции: ребята проводят исследования, обобщают полученные данные, готовят презентации, делают выводы, подводят итоги, все это они и представят на научно-практической конференции. Самые интересные проекты примут участие в конкурсах и конференциях научно-исследовательских работ разного уровня.