Дом принадлежал фабриканту швейцарцу Александру Яковлевичу Дюрингеру во второй половине XIX века. Сказать, что дом нетипичен, ничего не сказать! Для работы над усадьбой был приглашен известный местный архитектор А.Ф. Снурилов. В начале XX века он построил несколько жилых зданий: дом И.П. Головина (на углу улицы Садовой и Бубнова), дом С.О. Ясинского (улица Арсения), особняк А.М. Белоусова (улица поэта Ноздрина). Все они являются яркими примерами стиля модерн, но с ивановским акцентом.
Господин Дюрингер дом этот не строил, а купил у купца Василия Ивановича Охлопкова в 1909, который уехал в Москву развивать свой бизнес. Семья у Александра Яковлевича была большая (семеро родных и двое приемных детей), поэтому и обратился он за помощью к известному архитектору с целью реконструкции. Архитектор учел все пожелания иностранца, захотевшего создать в небольшом уездном городке центральной России уголок средневековой Европы. Дом был красив не только снаружи, но и внутри, о том свидетельствуют фотографии и описания. Увы, говорить приходится только в прошлом времени.
В настоящее время это жилое здание и в нем живут несколько семей. Наша редакция решила заглянуть в этот дом и узнать подробнее о его тайнах. Жильцы дома уже привыкли к тому, что многие обращаются к ним с просьбой рассказать не только о доме, но и о его загадочных и широко известных в прошлом жителях, а автобусы с туристами останавливаются у дома ежедневно.
Именно жители поведали нам, что о доме существует множество легенд, что и подземный ход искали, что и клад искали (ну как полагается в замках), и подземный туннель ведущий к реке. Но… Ох, уж это категоричное но! Ничего такого, оказывается, и не было. Все те же жильцы этого дома-замка утверждают, что клада не было, туннеля тоже. Во время строительства, вернее перестройки дома, все домыслы были развеяны.
Легенд или правдивых историй у жильцов как у настоящих экскурсоводов. Говорят, в декабре 1915 года жена Дюрингера покончила жизнь самоубийством, не выдержав, бесконечных амурных похождений мужа, повесившись в собственной комнате. Александр, по исторической справке, был человеком привлекательным и очень любвеобильным. Ему приписывали роман даже с одной известной московской балериной. Сам он умер спустя 4 года в 1919 году. И опять загадка. Человек он был образованный, уровень медицины достаточно высокий — и на тебе черная оспа! Так как хоронили Дюрингера в закрытом гробу, то многие считали, что все богатства были положены туда с их владельцем, но служанка, которая провела последние дни у постели швейцарца, впоследствии была найдена потомками семьи и заявила, что в гробу никаких драгоценностей не было. Куда они делись, остается только догадываться.
После смерти матери и отца многочисленные дети Дюрингеров остались круглыми сиротами. После революции усадьба Дюрингера была национализирована, его наследников из дома выгнали, а само здание в скором времени заняли рабочие фабрики «Красная Талка». Так же жители говорят о том, что многие с улиц видели облики приведения в одном из окон здания. Доподлинно известно, что когда-то фасады главного дома усадьбы Дюрингера украшали каменные скульптуры и что после войны они были сняты и долгое время хранились на чердаке. Может, именно их облик виднелся из окон?
Что стало с детьми богача? После прибывания в приюте, кто-то не желал даже рассказывать о своих корнях, а кто-то был расстрелян в соответствие со Сталинским списком. Говорят также о том, что третье поколение Дюрингеров, в частности внук Антон, с удовольствием посетил бы сам дом (живет он далеко) и даже занялся бы его реставрацией (он бизнесмен), а вот Евгения Полещенко (Дюрингер) — младшая дочь младшего сына того самого Дюрингера — впервые побывала в родовом доме летом 2016 года. Сама она сейчас живет в Великих Луках Псковской области. Именно она стала искать своих родственников и знает, что у известного швейцарца сейчас живы шесть внуков, а одного из правнуков назвали в его честь Александром.
Сегодня усадебное здание, построенное в начале прошлого века, в ветхом состоянии. Жильцы дома стараются самостоятельно поддерживать исторический облик здания, но в одиночку, без городских властей делать это трудно. Осмотреть здание снаружи может любой желающий. Нам повезло, и мы даже заглянули вовнутрь и увидели даже остатки былой роскоши. Так, в подъезде до сих пор лежат остатки плитки, по которой шагал сам Дюрингер.
В России это — единственный памятник архитектуры стиля модерн, который продолжает эксплуатироваться, как жилой дом. Другие сохранившиеся в нашей стране старые здания либо пустуют, либо используются как музеи.
Хотя табличка на стене дома говорит, что он охраняется государством, состояние этого архитектурного памятника, к большому сожалению, оставляет желать лучшего.
Тайн у этого дома еще немало. Хозяйка квартиры 13, меняя окна, нашла замурованный в стену ключик. От чего он был, вряд ли мы теперь узнаем. А вот куда он отправился, нам поведали. Его подарили Евгении, которой от своего деда остались только легенды. Приведения жильцов дома не мучают, а это уже хороший повод для них, чтобы подольше жить в замке в центре нашего города.