«Саратов, голос предков летит над тобой » — эти строки знакомы каждому саратовцу. Неужели в нашем поволжском городе ещё жив дух прошедших столетий и наших предков? Ведь прогресс покоряет мегаполисы, заменяя дерево на стекло, классицизм — на минимализм, мощёные тропы — на тротуары, литературную речь — на сленг. Прогресс также влияет на культуру, внося что-то абсурдное или, напротив, лаконичное. «Отвергать прогресс — такая же нелепость, как отвергать силу падения, » — писал Н.Г. Чернышевский, наш земляк.
А что такое культура, с которой мы сталкиваемся ежедневно? Это искусство, искусство как деятельность, порождающая художественные ценности. Проще говоря, это мир вокруг нас. Это изгибы старинного фортепиано, резные двери в подъездах «сталинок», замысловатые перила в саратовских университетах. Красоту и эстетику, несомненно, мы можем разглядеть в любом предмете. Но в Саратове это порою сделать трудно. Стараясь быть в ритме города, мы бежим по пунктам назначения изо дня в день. И мало кто из нас останавливается перед алыми бликами заката на стеклах многоэтажек, серых, выстроенных под копирку. А вот взгляд наш остановится на баннере, расположенном на фасаде памятника архитектуры. Я говорю: «Вы не туда смотрите, уважаемые саратовцы!».
Каким я вижу свой родной город? Саратов представляет собой большое лоскутное одеяло, мозаику, в которой сочетается несочетаемое.
Давно ли вы заходили на территорию офисного центра по адресу ул. Астраханская, д.43? Это частная территория, поэтому в вашу голову могла и не придти мысль о её посещении. В былые времена там располагалась мельница известных в своём деле братьев Шмидт, а в 1917 году было построено обувное производство. По просьбам рабочих, во дворе воздвигли памятник В.И. Ленину. С появлением офиса с памятником стали происходить странные «случайности». Сначала вождя пролетариата окрасили полностью в голубой цвет, через год в изысканный малиновый, затем в зелёный и в чёрный. Такой арт-хаус, на удивление, остался незаметным.
Вскоре памятник В.И. Ленину решили украсить, изобразив на нём цветочную поляну, а после тропические узоры. Тут-то инициативу художников и сочли за вандализм… Как истинных творцов, их это не остановило, и сейчас статуя украшена пёстрыми цветами. Поговаривают, что все эти махинации сама контора производит для привлечения арендаторов, ведь достопримечательность набирает популярность. Остается гадать, что двигало художниками: желание вырываться за рамки обыденности или же меркантильные цели.
Тем не менее разноцветный вождь — не единственный пример «культурного» контраста. На саратовском «арбате», проспекте Кирова, существует множество дворов с ведущими в них арками. Каждая арка — это целая история, которую можно прочесть глазами. Стрит-арт служит проводником в мир этой культуры улиц и дворов. Мастера граффити создают атмосферу, которую нельзя повторить. Они посвящают свои работы кинематографу и науке, мультипликации и абстракции, истории нашего города и своим чувствам. Арты сменяют друг друга, уступая площадку для творчества новым художникам, и с помощью этого приёма идут в ногу со временем, не теряя своей актуальности. У многих людей старые, с осыпающейся штукатуркой арки ассоциируются с чем-то темным, бытовым, неприятным. Для меня же саратовские арки связаны с открытием новых загадок и современным искусством. Удивительно, но стрит-арт только подчеркивает красоту старинной архитектуры, воскрешая в ней индивидуальность и загадку, сочетая культуры разных времён.
Нельзя не отметить само сказочное место в нашем городе! Хотите в сказку — тогда вам нужно попасть на пересечение улиц Астраханская/Вавилова. Возможно, я бы не заметила этот двор, если бы на самом входе не стояла фигурка олимпийского мишки. Дальше моему взору открылся целый парк скульптур: гномы, ворона с сыром и лиса, русалка, сатир, избушка на курьих ножках, Тарас Бульба, Прометей, персонажи «Руслана и Людмилы» и «Царевны — Лягушки», «Вещий Олег», индеец.
Любимцем публики, как оказалось, стал лермонтовский демон, с могучими бронзовыми крыльями, а любимицей — альпинистка с надписью на постаменте «Альпинизм-спорт смелых». Местные жители рассказали мне потрясающую историю создания этих скульптур. В 70-х — 90-х годах в первом подъезде обыкновенной хрущёвки жил инженер-конструктор Сергей Петрович Желтков. Он расположил собственную мастерскую в подвале, договорившись с правительством дома, там и начал творить свое волшебство. Дети знали мастера-самоучку и охотно просили его воплотить свои мечты в жизнь. По их просьбам он создавал любых сказочных персонажей. На данный момент большинство скульптур изувечено вандалами, хоть их и пытались восстановить добровольцы, обучающиеся в саратовском художественном училище. Жители дома гордятся необычным двором, но своими силами не могут поддерживать скульптуры в должном виде. Им только и приходится, что рассказывать печальные истории об актах вандализма…
Посетив неизвестные места «поволжской столицы», я заметила, что цели и мотивы для создания искусства могут быть кардинально разными. Но в итоге мир получает от творца волшебный продукт, которым можно только насладиться. А наслаждаться можно только тем, что идет от души, а не для привлечения клиентов или не лучших побуждений. Искать эти объекты не нужно — они всегда ближе, чем нам кажется. Герой сериала «Эврика» однажды сказал: «Неизвестность — это самое интересное! Ты просто погружаешься в нее». Думаю, каждый согласится с Фарго и окунется в тайны неизвестного Саратова, открывая для себя новые «закоулки культуры и разума».