Новости
3
02.2017
№ 11881
К нам приехал, к нам приехал…   




— Добрый день, дорогие старшеклассники. Я - Николай Митрофанович Рякитянский, профессор МГУ, психотерапевт, доктор наук по психологии. Пока я к вам шел, мне в голову пришла мысль. Вспомнил как готовился к экзаменам 50 лет назад, в январе. Поэтому для меня наша встреча — это свидание с моим детством и юностью. О чем бы вы хотели услышать?

— Что такое психология? — предложила девочка из 11.
— Ну, нет. Так не интересно. Вы это и в интернете прочитать можете. Лучше расскажу об основных психологических принципах, которые вам пригодятся в жизни. Каждый из нас мечтает стать успешным, но как этого достичь?
Вы дети грамотные и образованные, поэтому спрошу: чем мы думаем? Можно перефразировать так: что является инструментом мышления? Если точно знаешь, значит, можешь его усовершенствовать. Когда задаю этот вопрос студентам, те отвечают — мозгом. Ответ правильный, но не верный. Как только вы об этом узнаете, то сможете совершенствовать его.

— Шаблонами?- спросил одноклассник Саша.
— Снова правильно, но неверно.

— Разумом, — сказал мальчик из 9.
— А как можно его усовершенствовать? Клише модернизировать возможно. Ваш ответ должен подходить с практической точки зрения.

— Знаниями, — неуверенно ответила Лиза.
— Их бесконечно много. Потратив годы на обучение, человек может остаться на прежнем уровне. Так что — нет.

— Участками мозга, — нахально предложил Даниил.
— А чем мозг отличается от участков. Как их улучшить?

— Операцией. Нейрохирургия далеко в этом продвинулась.
— Нет. К сожалению, у нас нет времени поспорить на эту тему. Ладно, готовы услышать ответ? Так вот он: речь. Гердер говорил: «Язык — печать нашего разума». Совершенствуя язык, совершенствуете мышление. Доказано: думаем мы речью. У наших российских детей очень плохо она развита. Знаю по собственному опыту. Была у меня студентка. Жаловалась мне однажды. Мол, на все лекции ходила, конспектировала, читала, а получила то ли два, то ли три. Но это можно исправить. Есть одна тренировка. В ней семь этапов, расскажу только 4. Остальные в следующий раз, чтобы вы меня ждали.

Для начала возьмите книгу определенных авторов и читайте вслух 15–20 минут ежедневно. В идеале — полчаса. Если не получается каждый день, то — через сутки. Если и так не выходит, то через двое. Как вы понимаете, чем больше перерыв, тем меньше эффект. Все лингвисты, психологи и психотерапевты сходятся в том, что для этого лучше всего брать Лескова. Неожиданно? Наверное, некоторые даже не знают, кто он такой. А зря. Ведь в произведениях Николая Семеновича вся матрица русского языка.

У первого этапа нет сроков. Каждый сам поймет, когда пришло время идти дальше. Ни в коем случае нельзя останавливаться. Прожив долгую жизнь, я убедился в эффективности данной тренировки. Кто ее прошел, достиг в жизни многого. Проверено на многих поколениях студентов. Второй этап — читаете вслух посильный кусок и пересказываете близко к тексту. Дальше читаем вслух и пересказываем саму суть. Ведь мы люди разумные и умеем делать выводы. Четвертый этап: читаем вслух и…

— Переписываем, — вставила я свои пять копеек. А как же без этого?
— Это тоже очень хорошо, но нет. Записываем суть прочитанного. Но есть одно но. Лучше всех об этом сказал Пушкин: «Мы ленивы и нелюбопытны». Есть наша общая черта под названием лень-матушка. Сможете ее преодолеть — все у вас в жизни будет хорошо. Есть вопросы?

— А какого еще автора вы посоветуете?
— Островского. А дальше — любую русскую классику. Вы думаете, так легко прочитать Лескова? Не мечтайте! Запинаться будете через каждое слово. Поймите, владение родным языком — ваше все.
Давайте раскрою еще один секрет. На этот раз формулу успеха в учебе. Поднимите руку те, кто собирается поступать в высшее учебное заведение?- буквально вся аудитория откликнулась.- Ох, молодцы. Есть четыре этапа овладения профессией. Первый — адаптация. К чему?

— К самостоятельному изучению материала?- с умным видом спросила я.
— Правильно, но неверно. Конечно, вам придется приспосабливаться к студенческой жизни, но речь не об этом. Зачем мы так много времени говорили о языке? Первое, к чему вы должны привыкнуть — профессиональный язык. На этап выше — имитация. Знаете, что это значит?

— Притворство, подражание, обман…
— Подражание. Студенты подражают своим любимым профессорам. Не бойтесь подражать кому-либо. Ничего плохо в этом нет. Это является этапом развития. Единственное — нужно выбрать правильный объект. Третий, на котором останавливаются многие, репродукция, то есть самовоспроизведение. Последний, о котором все мечтают, это творчество. Но без трех первых этапов оно невозможно. Вы должны себя на это настроить.

Но для этого вам понадобится терпение и много труда. Только зрелые люди могут двигаться к цели. А как определить: вырос человек или нет? Можно и в восемь быть взрослым, и в 40 — ребенком. Так как нам это узнать? У меня снова есть формула.
Знаете, о ролевой теории? Она гласит, что каждый человек является носителем множества ролей. Даже вы уже имеете их. Ученик, брат/сестра, дочь/сын, друг… Но есть три фундаментальные роли.
Первая — ребенок. И у него есть свой символ. Что вы так удивляетесь, лучше скажите, что это.

— Песочница?- выдала я гениальный ответ.
— Нет. Это два слова: хочу и не хочу. На этом уровне не предполагается никакого анализа. Нет возможности выявления сокрытого. Хотя давайте признаемся, в душе мы все дети. Когда утром открываешь глаза и думаешь, что как же не хочется к первой паре!
Но потом как взрослый говоришь, что не можешь не поехать. Этап номер два: взрослый. Он характеризуется как могу и не могу. Здесь анализ уже присутствует. Зрелая личность. Идеальный баланс между могу и хочу.
Третья роль: родитель. Необязательно должны быть дети. Приходится заботиться о братьях, сестрах, родителях. Определительные слова: должен и не должен. Понимая, что ты не можешь или не хочешь что-то делать, но должен и все равно это делаешь.

Когда служил на подводной лодке, нас обучали офицеры. Заводили в учебную каюту, где якобы пробоина, которую мы обязаны залатать, а сами смотрели как справляемся. Один из них сказал, что мы уже мертвы, но все равно должны залатать.

Вот вам пример долженствования. К сожалению, время подошло к концу. Надеюсь, мы еще увидимся. Всем удачи.


Лейла Байрамукова, 10 кл., #1514 Вместе, школа № 2, Кисловодск / фото: из интернета

Комментарий арбитра-редактора
Лейла, оформи, пожалуйста, интервью, как показано в начале новости: вопрос жирным шрифтом, ответ от него не отделяется.
Понимаем, что это не совсем интервью, а скорее диалог, тем не менее, обрати внимание на то, что так легче читать.
После этого оценим должным образом. Интервью интересное и лид хороший)
   Комментарии (0)  
 
НАШпресс  |   Новость  |  Рубрика «А у нас в школе…»  |    
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/11881   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=14&id=11881
 
 1