Ребенок, взрослый — какими же их видят дети, а конкретно третьеклассники нашего лицея? Для того, чтобы узнать это, мы отправились к ним в класс на урок ИЗО. Мы провели двойное исследование, взяв интервью у ребят, которые рассказали нам о своих рисунках, а также работы были проанализированы с психологической точки зрения. Сошлось ли детское мнение с мнением психолога? Узнаете в этой статье!
В тёплый день вы идёте по дороге в детском парке, бросаете взгляд то на суетных мамочек с колясками, то на ребёнка, у которого упало мороженое, то на небо. Вдруг смотрите под ноги и обнаруживаете себя, идущим по цветастому асфальту. Пестрые рисунки мелом настолько абстрактные и наивные, что кружится голова. Почему глаза у этого дяденьки, смотрящего на вас снизу вверх, размером с блюдо? А вот у его собачки тело похоже на комод. И воробьи, выполненные в красном цвете, согласитесь, смотрятся загадочно. Может, не хватило мелков нужного цвета? Нет, хватило. Подумайте только, что вы сейчас читаете глазами целую историю ребёнка. Узнаете ли вы, сколько ему лет, какие тайны он хранит в своей заветной шкатулке? Психологи говорят, что это сделать вполне реально. Без определенных знаний, конечно, не обойтись. Расположение рисунка на полотне, цвет, детализация, символика — все это служит прочтению интересующей нас истории. Мир взрослого и ребёнка различается, ведь детское виденье свежо, не обременено стереотипами и рамками. Оно, пожалуй, самое искреннее и неординарное. И эксперимент «Ребёнок и взрослый», который мы провели в 3 классе «Лицея Математики и Информатики», подтвердил эти утверждения. Принимали участие как и девочки, так и мальчики. Детям было предложено условие, которое совсем не ограничивало их творческие возможности, — нарисовать взрослого и ребёнка. В каком образе, в каких красках и габаритах — решали сами юные творцы. Процесс проходил очень забавно, дети старались: разевали рты, высовывали языки, измазывались в краске. Как нам показалось, сама работа была детям полезна и интересна, так как они с удовольствием выплёскивали свои эмоции на бумагу, фантазировали и забавлялись. Готовые рисунки сыпались к нам один за другим. Малевич бы позавидовал такой экстравагантности, как на полотнах этих малышей! Нарисовать чёрный квадрат? Легко! Представить человека в образе еловой ветки или тюльпана? Легко! Вглядываясь в рисунки, мы все пытались разгадать тайны психологии детей, но нам с трудом это давалось. Мы опирались на собственные стереотипы о цветах, например: » Оранжевый — цвет Солнца, значит этот малыш видит взрослого светлой и лучистой личностью!». Мы пытались выявить определенную систему в рисунках детей, подвести итог, однако, обратившись за советом к профессиональному психологу- Ольге Галишниковой, поняли, что » общей оценки здесь дать невозможно и неправильно, потому что каждая работа индивидуальна, и касается только личности самого рисующего». Итак, какой же образ взрослого и ребёнка создают в своей голове сами дети?
Рисунок 1. У взрослого активно прорисована голова- признак интеллекта. У ребёнка же активно все тело, кроме зоны пола- она пока «молчит». У него нет ушей, но большой рот. Он хочет говорить, задавать много вопросов, но слушать замечания не хочет (боязнь критики). Ребёнок справа- это мужская зона, отвечающая за будущее. Взрослый слева- это наши корни, и ребёнок интуитивно чувствует это. Скорее всего, рисовал мальчик, и он уважает пару за ум, хочет быть похожим на него, так как раскрашивает себя той же краской, «присоединяется к папе».
Рисунок 2. Папа и сын. Здесь есть солнышко слева- признак авторитетной фигуры. Родители- авторитет, сила, энергия. У взрослого цвет активности- красный. Опять нет ушей у людей, «я не хочу слушать указания и нотации». Взрослый и ребёнок не держатся за руки, т. е. ребёнок чувствует самостоятельность, но стоят недалёко друг от друга- это теплота отношений, дружелюбие.
Рисунок 3. Красный цвет- любовь, активность, энергия. Теперь девочка и мама. Дети в этом возрасте в основном подражают родителям своего пола, родитель- модель построения собственной личности. Подчёркнута женственность обеих, для девочки это важно- этому она учится у мамы. Талия, расклешенные юбочки, прически, туфельки. Взрослого и ребёнка разделяет сумочка. В психологии любой предмет, который есть между людьми на рисунке,- это отчуждение. Ребёнку нужно тёплое отношение и тактильный контакт с матерью.
Рисунок 4. Здесь мы видим 2 дерева- тоже взрослый и ребёнок. Взрослое дерево находится по центру- оно главное. Дерево-ребёнок нарисовано правее, возможно, рисовал мальчик (правая сторона- мужская). Скорее всего у рисующего не очень тёплые отношения с родителями, он подсознательно он это отражает, оба объекта уж слишком колючи, но похожи по характеру.
Рисунок 5. Мать и дочь. Расстояние слишком большое, опять сумка между объектами. Девочка в красном: любит мать, активна. Но мать идет куда-то с сумкой, она в своём творчестве или работе. Желтый цвет- цвет творческой натуры. Множество птиц дополнительно оживляют рисунок. Девочке не хватает живого общения с мамой и внимания.
Рисунок 6. Мама и мальчик. Но видно, что рисовала девочка. Линии плавные, цвета нежные. Опять нет ушей. У двух людей руки за спиной. Они как бы вместе, но обособлены. Человек, который это рисовал, явно не все может доверить взрослым, замкнут и таится. По краям рисунка- два могучих дерева- это объекты, поддерживающие две фигуры в центре. Ребёнку нужна поддержка. Ее не хватает. Нужна дополнительная опора. Родители этого ребёнка не всегда ведут себя по- взрослому. Есть кто-то, кто даёт ощущение уверенности: бабушки, дедушки, учителя, тренер и т. д.
Рисунок 7. Опять красный и оранжевый. Взрослый и ребенок держатся за руки, но у каждого не видно второй руки. Утаивание секретов. У того, кто рисовал, уже нет детской наивности, ребёнок взрослеет, полная открытость уходит у детей после 7 лет. Осознается внутренний мир. Есть уши и улыбки. Этот мальчик может слушать и слышать своего папу, а тот отвечает взаимностью. На рисунке опять солнце. Взрослый- это авторитет и пример.
Рисунок 8. Это 2 цветка. Сорт один- это тюльпаны. Происходит идентификация со взрослым: » я такой же, как ты. Вырасту, и стану похожим на тебя «. Цвета активные и привычные, у ребёнка более энергичный. Настораживает отсутствие корней и разделительная полоса между цветками. Скорее всего, автор- девочка. Так как ребёнок — цветок находится на женской стороне, слева. Он клонится к взрослому цветочку, а тот стоит прямо. Проблема занятости взрослых, нехватка внимания, ласки, объятий.
Рисунок 9. Девочка смотрит в сторону и отдаляется от мамы, идет дождь, и мама под зонтом. Она защищается от непогоды. В семье проблемы, ребёнок их чувствует. Само дитя без зонта, не защищено от проблем, уязвимо. В этом возрасте дети не очень осторожны и излишне оптимистичны, в отличие от умных взрослых.
Рисунок 10. Не похоже, что ребёнок рад зарядке. Мама просит музыку, а у ребёнка нет ушей- ему надоело слышать. Повторяет движения мамы, потому что полезно. Цвет использован в прорисовке себя, но не мамы. Обозначает себя творческим. Мама более предсказуема.
Рисунок 11. А эти двое любят проводить время вместе! Обе женственны и в одном цвете. Держатся за руки. Идиллия. Было бы так всегда! Они хорошо понимают друг друга. Дочка хочет быть похожей на красивую маму. Очень милая картинка.
Рисунок 12. Это сын супер-герой. Мама ждёт на земле летящего к ней сына. Такая мама могла воспитать супер-героя. Ребёнок наделён фантазией, и его внутренний мир богат. Так много хотел нарисовать, что не успел раскрасить. Общение этих двоих- это интерес, развитие, активные совместные действия. Растёт герой для мамы.
Рисунок 13. Отец и сын держатся за руки. Их объединяет общее занятие. Возможно, спорт. Это здорово, хороший пример для сына. Ребёнку необходим взрослый, как модель развития.
Рисунок 14. Опять деление на 2 стороны, опять два цвета- красный и оранжевый. У каждого свой объект, на котором он находится. Они не вместе. Нехватка общения. Ребёнок чувствует, что у каждого в этом мире своя сфера деятельности. У взрослого свой транспорт(а транспорт- это активность в жизни). У ребёнка свой. И скорость у каждого тоже своя.
Рисунок 15. Не очень радостный рисунок. Слева двое- взрослый и ребёнок. Справа что-то похожее на чёрный дом без окон и дверей. Видимо, ребёнок одинок дома, возможно, его наказывают или он не понят сверстниками. Ему нужна поддержка.
Рисунок 16. Это люди или звери? Непонятно, но забавно. Рисовал, скорее всего, мальчик. У ребёнка нет ног, это говорит о неуверенности в себе, но он чувствует, что нужно стать сильным, как взрослый. Такого ребёнка недооценивают.
Рисунок 17. Мама и дочь нарисованы на разных уровнях, но они похожи. Обозначены интересы ребёнка. Они ещё игровые. В руке заяц. У мамы руки за спиной, а вот у девочки руки распахнуты: «Обними меня! Я ребёнок!»
Проанализировав все рисунки, мы точно заметили одну большую проблему. Это нехватка времени у родителей на детей. Вы только подумайте, как тяжело детям познавать этот мир в одиночку! Для этого и придуманы такие тёплые и большие мама с папой. Не стоит создавать образ ужасно занятого и недоступного взрослого. Ведь все самое ценное и весомое закладывается в детстве. Совет от нашей редакции 1. Определить ежедневную дозу обнимашек с ребёнком. 2. Выходные посвящать детям. Это же цветы жизни! 3. Не оставлять незамеченной ни одну сомнительную нотку в настроении ребёнка. Он не будем навязывать вам свои переживания и проблемы сам. 4. Передайте ему все, что умеете, и научитесь вместе тому, чему хотелось бы! 5. Заведите свои секреты и забавные истории. Расскажите ребёнку о своём детстве. Так вы станете ближе. 6. Любите своё драгоценное чадо!