Вы любите смотреть фильмы? А что скажете о российском киноискусстве? Не спешите пролистывать эту новость, ведь речь пойдет не о банальных комедиях. Фестиваль «Сталкер» — это картины, главной темой которых являются человеческие права. Если Вы - будущий журналист, режиссер, социальный работник или просто интересуетесь культурной стороной общественной жизни, Вам стоит узнать, что это за событие и почему оно так важно
Современному человеку порой сложно что-то доказать. Он либо слишком недоверчив, либо поток ложных фактов мешает ему докопаться до истины. Глаза часто нас подводят, и даже поговорка гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Но, стоит заметить, что они — зеркало души, средство, с помощью которого создается первое впечатление, и, в конце концов, способ получения информации.
Что такое «Сталкер»?
С 10 по 15 декабря в Москве проходил XXI международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Зрители имели возможность посмотреть более 80 кинокартин в Центральном доме кинематографистов и Центральном доме журналиста совершенно бесплатно.
Нам удалось дважды побывать на показах и посмотреть 9 короткометражных фильмов, о которых сложилось весьма неоднозначное мнение. Все работы отличались идеями и образами, тематикой и сюжетом. Более того, два режиссера посетили ЦДЖ во время показов созданных ими картин.
11 декабря мы попали на сеанс конкурсных фильмов «Мария» Григория Коломийцева, «Гардеробщица» Екатерины Голубевой-Польди (по одноименному рассказу Алены Званцовой), «Геля» Ксении Зуевой и «Забытое» Александра Королева. Все они — участниками «Конкурса игровых и документальных фильмов».
Первый просмотр. Первые впечатления
«Мария» — это картина о тяжелой судьбе семьи, в которой сын был завербован террористкой и стал террористом-смертником. Этот фильм заслуживает просмотра, особенно в сегодняшней обстановке, когда данная ситуация не единична. Терроризм — одна из самых актуальных проблем сегодня, потому что никому пока не известно, как одержать над ним победу. И даже материнская любовь бессильна против таких страшных вещей, как вербование. Перед просмотром данной короткометражки ответьте на вопрос: «Всегда ли цель оправдывают средства?» Фильм награжден дипломом фестиваля «Кинотавр» «За точность интонации».
Кинофильм «Забытое» — история о любви, суровости судьбы и человеческих ошибках. Герои — люди с ограниченными возможностями. Фильм трогателен и драматичен, к тому же основан на реальных событиях. Конфликт, зародившийся между супругами, прост и злободневен. Однако его разрешение неожиданно и далеко не стандартно. Эта работа — побуждение к размышлениям о семейных ценностях, о возможностях слышать, видеть, чувствовать и неумении ими пользоваться, о непредсказуемости обстоятельств и важности воспоминаний. С одной стороны, это совершенно простая короткометражка, а с другой — повод задуматься о своем месте в этом мире. А что выберете вы: забыть или вспомнить?
Кинопленка другими глазами
За день до закрытия фестиваля мы посмотрели серию других фильмов, еще более разносторонних, но и отличающихся весьма сложным для восприятия подтекстом. В список просмотренных 15 декабря кинолент вошли участвующие в «Международной панораме фильмов о правах человека» следующие работы: «Души мертвые» Виктора Красковского, «Заговор сумасшедших» Альгиса Арлаускаса, «Иосиф Бродский: гиперссылка» и «Эхо Беслана» Николая Якимчука, «Мухаммед» Марии Ивановой и Вячеслава Лисневского. Фильмы были сняты на территории других государств, совместно с заграничными режиссерами или же с участием иностранных актеров.
«Души мертвые» рассказывают о работниках с ограниченными возможностями. На экране — обыкновенное предприятие с такими же простыми людьми, которым приходится приспосабливаться к жизни, несмотря на врожденные или приобретенные дефекты. В фильме поднимается проблема отношения к людям, которые немного отличаются от нас, но не душой, а лишь особенностями физического развития. К тому же, отдельная сюжетная линия показывает двуличность, мысли и намерения по ту сторону полотна. Елизавета Савицкая, сотрудник редакции «Гамма Хроник», поделилась впечатлениями, полученными от фильма: «Мне не понравилась съемка, ракурсы. Но социальная проблема была четко изображена, лежала на поверхности».
Фильм «Заговор сумасшедших» произвел лично на меня сильное впечатление. В первые минуты просмотра я поняла, что этот фильм — документальный, причем качество съемки оставляло желать лучшего. Данная картина была снята в Испании местным режиссером. Жаркий солнечный климат дал о себе знать: на экране были и неуместные блики, и сильные тени. К тому же, развитие шло очень медленно, в формате реальной жизни, со множеством деталей. Тем не менее, уже под конец, задумка режиссера стала понятна. Порой значительную роль может сыграть вклад безумного человека, которого многие не принимают. А на самом деле, безумство заключается в одержимости идеей достучаться до сердец окружающих его людей. Что, как не искусство, будь то музыка, живопись, кино и, в конце концов, тот самый театр, который и создавал главный герой, может сильнее повлиять на чувства, мысли, взгляды общества? Эта запечатленная на пленку история — не поверхностное познание проблемы. В ней — глубина. В ней — широта. В ней не одна мысль, а множество, и хотя она не может угнаться за качеством современных бестселлеров, в этом и заключается ее привлекательность и атмосфера.
В картине «Иосиф Бродский: гиперссылка» можно выделить два главных лица, которым она посвящена. Помимо Бродского, в ней изображена Россия такой, какая она есть, со всей простотой и уютом. Поезд обычно ассоциируется с задушевными посиделками, бьющимися о стеклянные грани чайными ложечками, ритмично стучащими колесами и видом на природу. Елизавета Савицкая отмечает: «Весь простор России преподнесли, как на ладони, да еще и рассказали о небольшом кусочке жизни такого великого человека в том же контексте». Весьма ироничный момент в фильме — интервьюирование работниц станции: рассказывают о Бродском, его наследии и фактах из биографии, но, сомневаясь, называют его профессию. В этом есть доля трагичности русского народа — мы говорим на все темы, бывает, знаем тонкости, но общую картину из них составить можем отнюдь не часто.
«Эхо Беслана» — это частично документальный короткометражный фильм. Центральной темой является трагедия, произошедшая 1 сентября 2004 года в Беслане, городе Северной Осетии — террористическое нападение на школу. Единственный недостаток этого фильма — это освящение событий лишь в одной семье, однако, это незначительный нюанс. И без этого работа заставляет чувства проснуться, почтить память о погибших детях.
Одна из глобальных проблем современного мира, напрямую касающаяся человеческих прав, поднята в последнем просмотренном нами фильме «Эхо Беслана». Последствия сирийской войны, ее влияние на семьи, человека в целом. В основе сюжета лежит реальная история 14-летнего беженца Мухаммеда, проживающего на сегодняшний день в Германии и ждущего своих родителей, оставшихся в очаге боевых действий. Фильм прокомментировала режиссер Мария Иванова: «Это маленький фильм, но вскоре выйдет полнометражная картина, посвященная проблеме сирийских беженцев, которую мы снимали в Москве, в Германии, Сирии и Ливане. Но фильм этот скорее не о политике, а о людях, их историях и том, как им живется в столь трудных условиях».
Отзывы о кинофестивале
Анна Волкова, ученица 10 «В» класса поделилась своими эмоциями после просмотра кинофильмов: «Мне безумно понравился кинофестиваль! Впечатлили абсолютно все работы, которые нам представили. Каждый удивил своей непохожестью на обычные фильмы, которые мы видим в кинотеатрах. Хоть это были короткометражки, каждая из них смогла донести до зрителя, в данном случае буду говорить за себя, главную мысль, о чем мы никогда не задумываемся».
Также нам удалось пообщаться с Ксенией Базаниной, студенткой ГИТРа, являющейся членом молодежного жюри кинофестиваля. «Кинофестиваль „Сталкер” — очень важное событие в мире кинематографа. На мой взгляд, подобных мероприятий должно быть ещё больше! Я счастлива, что мне удалось войти в ряды членов молодёжного жюри фестиваля, ведь Сталкер — это повод задуматься. А тем для размышлений было предостаточно. Каждая картина пропитана эмоциями реальных людей, а это, на мой взгляд первостепенно! Во многих фильмах режиссёрам удалось максимально передать духовное состояние своих героев, их мысли и внутренние трагедии. Многие конкурсные работы вызвали у меня целую палитру чувств и эмоций. Я люблю фильмы, которые после просмотра нужно ещё „переварить”, и такие фильмы были в конкурсной программе кинофестиваля Сталкер!»