Проблема выбора — одна из острейших проблем человечества. Проблема, с которой каждый человек сталкивается ежедневно, желая того или нет. И иногда этот выбор бывает сложным — между знакомым, видимым, осязаемым, и между неизвестным. Как ведут себя люди, когда попадают в такую ситуацию?
29 ноября 2016 года мы провели в Школе № 1100 эксперимент под названием «Черный ящик». Целью эксперимента было узнать, будут ли участники склоняться к гарантированной выгоде или к неизвестному, возможно более или возможно менее выгодному, варианту.
В роли испытуемых выступали ученики начальной школы в возрасте от 8 до 10 лет, пять мальчиков и пять девочек. В ходе эксперименты им нужно было выбрать — взять ли гарантированный подарок из прозрачной коробки, или рискнуть и открыть «черный ящик», в котором может быть что-то более «весомое» или вообще ничего.
Был установлен стол, на котором стояло две коробки — прозрачная и непрозрачная, так называемый «черный ящик». В помещении находятся три человека — ведущий эксперимента, оператор и руководитель.
Испытуемые приглашаются в помещение по одному и ведущий, пригласив их за стол, предлагает выбор — открыть одну из коробок. Причем коробки в ходе выбора нельзя было трогать, а только оценивать визуально. Было очевидно, что в прозрачной коробке лежит шоколадка, а что лежит в «черном ящике» — непонятно. Ведущий обращает внимание испытуемого, что то, что он выберет, он сможет сразу забрать себе. Также ведущий сообщал испытуемому, что в «черном ящике» может лежать все что угодно — от фантика до чего-то значимого.
После этого испытуемый должен был сделать выбор между двумя ящиками. Время для принятия решения не ограничивалось.
Итак, 9 из 10 испытуемых выбрали неизвестное. Также хочется отметить, что выбор практически все делали очень быстро, потратив на размышления менее 20 секунд.
Реакция участников эксперимента на найденное в коробке также была весьма различной — от радостной улыбки до явного разочарования.
По мнению организаторов, эксперимент позволяет предположить, что человек склонен выбирать неизвестное. Причем он ожидает получить при этом нечто большее, чем выбирая известное.
Но при этом всего 20% участников остались довольны своим выбором (включая девочку) которая выбрала прозрачный ящик.