Что обо мне скажут? Что подумают? Что говорят они, а что говорю я? Что хорошо, а что плохо?
Человек часто находится под влиянием общественного мнения, отодвигая своё собственное на второй план. В своем новом журналистском эксперименте мы решили проверить, удастся ли нашим старшеклассникам сохранить своё мнение и позицию, невзирая на заведомую настройку
Что такое материал? Как понять хорош он или не очень? Разумеется, при оценивании любого материала мы опираемся на какие-либо стандарты, но если нас просят сказать своё личное мнение, что же ответить? В целом, любое мнение о чем-либо достаточно субъективное, ведь о вкусах не спорят, и если одному человеку что-то нравится, другой может относиться к этому резко негативно. Каждая точка зрения имеет место быть. Но, стоит ли менять свои взгляды, если твое мнение не совпадает с мнением большинства, с мнением общественности? Как часто мы подстраиваемся под чужое мировоззрение, и может ли заведомая настройка — положительная или отрицательная повлиять на наши взгляды?
На все эти вопросы мы решили попробовать найти ответы в нашем эксперименте. Мы провели его в двух одиннадцатых классах, предоставив ребятам одну и ту же статью. Статья являлась довольно проблемной, касалась современной системы образования и развития одаренности в нашей стране и США. У статьи можно было выделить как плюсы, так и минусы, но в одном классе мы сделали акцент на достоинства данного материала, а в другом — на недостатки. Эксперимент так и назвали: «Плохой/Хороший Материал». Ребята очень вдумчиво читали статью, стараясь изучить все плюсы и минусы, чтобы составить свое мнение о ней.
В результате эксперимента выяснилось, что оба класса выявили гораздо больше плюсов чем минусов этой статьи. Порадовало то, что учащиеся, несмотря на нашу заведомую настройку, сказали лишь то, что думают. Кое-кто, даже, как истинный «Шерлок Холмс» «разгадал наш тайный план». Ну, что же, наши одиннадцатые классы не проведешь! :)
Самое интересное, что в своих отзывах и рассуждениях, ребята опять же коснулись проблемы свободы слова и собственного мнения. Главным плюсом этой статьи ребята посчитали то, что её автор написал в ней правду, всё как есть. «Сейчас очень редко встретишь проекты, в которых люди здраво рассуждают о достоинствах и недостатках своей страны. Очень не хватает объективного сравнения России с другими странами» — считают ученики. С ними нельзя не согласиться.
Каков же итог эксперимента? Я считаю, что самый положительный. Наши ребята умеют выражать своё собственное мнение, невзирая на субъективность окружающих. Заведомая настройка организаторов эксперимента никак не повлияла на точку зрения одиннадцатых классов. А если наши выпускные классы умеют выражать своё мнение, свободно мыслить, можно сделать вывод, что проблема свободы слова решаема. Пока есть люди, способные говорить то, что думают, свобода слова и собственное мнение будут существовать.
Свобода Слова:
Знакома нам она иль не знакома?
Что говорить? Как мыслить и как жить?
Всё это должен кто то вместо нас решить?
Боимся: вдруг ошибка? Лишь спросить,
Но воли не давая любопытству,
Железной дверью запирая наши мысли,
Пытаемся в себе противоречия убить.
Доказывать иль отрицать, но только не молчать!
О том, о чём мы думаем сказать!
Не к этому ль должны стремиться?
Лишь своим словом оживить
Под гнётом общества потерянные лица.
И вновь вдохнуть надежду: позволить миру говорить!
Свобода Слова. Да, проблема есть,
Но всё же мне она знакома.