Творчество Михаила Александровича Врубеля считается одним из самых загадочных и интересных явлений отечественного искусства XIX века. Мистическая атмосфера произведения, декоративное изображение трагических образов, драматизм, вибрация цветовых оттенков, будто подсвеченная изнутри мозаичный фрагмент выделяют уникального мастера из русских живописцев
Я люблю читать и изучать биографии известных художников. В основном, меня привлекают импрессионизм и эпоха Возрождения, но Врубель единственный модернист, которым я заинтересовалась.
Как истинный представитель Серебряного века, М.А. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства: живопись, графика, книжная иллюстрация, керамика, монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство.
Молодые годы художника проходят в переездах вместе с семьей. Первой художественной школой Врубеля становится рисовальный класс Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. Уже в девять лет он мог копировать по памяти Микеланджело. Однако в 1874 году отец отдает начинающего художника на юридический факультет Петербургского университета.
Закончив университет, и, отбыв воинскую повинность, Врубель в возрасте двадцати четырех лет (шел 1880 год) все-таки поступает на первый курс Петербургской Академии художеств.
С 1882 студент занимается под руководством знаменитого педагога живописи и рисунки Чистякова. Он привлекал своим ученикам понимание того, что рисование — это интеллектуальный процесс, но Врубель скептически относился к современному искусству. А еще молодой художник занимался живописью у И.Е. Репина. Уже в первых студенческих работах Врубеля начинает формироваться собственный художественный стиль. Чистяков считая, что Михаил способный учащийся, отправил его для работы в церкви Кирилловского монастыря под Киевом, там художник начинает проявлять себя как реставратор. Он начинает изучать византийскую иконопись, чтобы отреставрировать фрески в Кирилловской церкви, также работает во Владимирском соборе. Пытается он создать и новые росписи.
Художник представил заказчику — профессору-искусствоведу Адриану Прахову эскизы для иконостаса, тот был возмущен поступком Врубеля, ведь в лике Богородицы отчетливо узнавалась супруга Эмилия Львовна Прахова. Оказалось, что Михаил влюблен в нее. Ощутив себя непонятым и ненужным, он уезжает в Москву. Там он встречает мецената Мамонтова, который, не смотря на то, что не понимал стиль живописи Врубеля, но будучи его другом, всячески помогает ему. В свою очередь, Михаил Александрович, всегда выполнял для Мамонтова личные заказы.
На многие картины Врубеля повлияли произведения искусства. Так эскиз «Ангел с кадилом и свечой» (1887) навеян строчками Лермонтова «По небу полуночи ангел летел…», а опера Рубинштейна «Демон» привела к идее написать «Демона». Но он часто терял интерес к создаваемым им полотнам, оставляя их незаконченными и начиная новые, или рисовал поверх картин, так самый первый образ «Демона» был им уничтожен.
Следующие изображения «Демона» он делал в доме Мамонтова, там и родилась известное полотно «Демон сидящий» (1890 г). Эта работа почти не имеет аналогов в истории мирового искусства ни по тематике, ни по найденным художником сочетаниям холодных и теплых оттенков, живописных мазков, которые создают ощущение мозаики и нереальности.
В 1891 году Врубель получает заказ на иллюстрирование собрания сочинения М.Ю. Лермонтова — это позволило мастеру работать над любимой темой. Кроме рисунков к «Демону» Михаил Александрович создал иллюстрации к роману «Герой нашего времени» и поэме «Измаил-бей». Книга вызвала массу гневных откликов читателей, которые раньше не видели подобных изображений лермонтовских героев. При этом, такие мастера живописи, как Суриков, Репин и Поленов заговорили о том, что в стране появился талантливый и незаурядный художник.
В 90-х годах ХIX века, Врубель, совместно с семьей Мамонтовых, совершает путешествие по Европе. Ему удалось побывать в Италии, Франции, Греции, Испании, после чего художнику захотелось передать национальный дух и колорит увиденных стран. Так было создано панно «Испания» (1894 г), «Гадалка» (1895 г), «Натюрморт. Ткани» (1894 г). Романтизм Врубеля стал результатом влияния на него передовой европейской литературы, так как он знал несколько иностранных языков и в оригинале читал Ибсена, Гауптмана.
В 1896 г в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская сельскохозяйственная ярмарка. Мамонтов узнав, что художественный отдел остается пустым убедил министра финансов России Витте разместить там панно Врубеля «Принцесса Греза» (1896 г) . Однако, прибывшие из Санкт-Петербурга члены жюри потребовали от Мамонтова провести демонтаж полотна. Разразился скандал, в результате которого творчество Врубеля только еще больше заинтересовало зрителей, и о талантливом художнике узнала вся Россия.
Очень немногим художникам удается передать красоту и глубину ночи. Талант Врубеля соединил фантастическое и реальное в один образ «Царевна-лебедь» (1900 г), «Сирень» (1900 г), «Демон поверженный» (1902 г), «Лебедь» (1901 г). Многие пытались подражать его техники и манере, но добиться подобной мистической декоративной реальности никто не смогли.
На рубеже XIX–XX веков Врубель стал преподавателем курса стилизации цветов в Строгановском училище. В это же время стало ясно, что душевное состояние художника, подверженное негативному влиянию его же образов, пошатнулось. Рождение сына с врожденным дефектом — заячья губа, сильно повлияло на Врубеля, он стал замкнутым, появились вспышки агрессии.
В начале XX века Врубель примкнул к художественному объединению «Мир искусства», основателями которого являлись Бенуа и Дягилев, которые считали, что искусство — это выражение личности художника и ориентировались на модерн и символизм. Врубель выставил своего «Демона», который произвел настоящую сенсации.
Между тем, психическое состояние художника ухудшалось, в 1903 году он проводит полгода в психиатрической клинике, потом попадает туда вновь, после смерти сына. При этом он становится одним из самых известных художников России.
Летом 1904 г он переезжает в Санкт-Петербург, не рисуя «демонов», а предпочитая портреты и удивительные композиции, «Жемчужина» (1904 г), «Шестикрылый серафим» (1906 г). Одним из его последних произведений является «Портрет поэта Брюсова» (1906 г). В процессе написания этой работы живописец начал слепнуть и путать цвета. Это был конец художественной деятельности гения.
В 1905 году Врубелю присвоили звание академика Санкт-Петербургской академии художеств, но на него это уже не произвело никакого впечатления.
Зимой 1910 года Врубель заболевает воспалением легких, а 1 апреля художника не стало. За день до смерти он произнес «Довольно! Поедем в Академию». На следующий день в зале Академии художеств состоялась панихида.
Творчество Врубеля произвело на меня большое впечатление, своей неординарностью, мистичностью и самобытностью. А самые лучшие его картины собраны в Третьяковской галерее в Москве — обязательно там побывайте, а те кто уже видел, возможно, после прочтения захотят посмотреть еще разок, а я буду этому очень рада!