Он как будто и не придумывает сюжеты,
они сами всплывают на поверхность его озера
из глубины истории…
Везет человеку — он родился сказочником. Говорят, что волшебники и сказочники рождаются раз в сто лет. 29 октября в день уже поздней осени родился Сергей Васильевич Афоньшин.
И второй раз повезло человеку — поселился он в сказочном краю, у озера Светлояр, того самого, где доныне спрятан град Китеж. И как во всех сказках водится — должно быть, третье везенье. Наделен он был большой любовью к земле, на которой жил.
В город выбираться Сергей Васильевич не особо любил — считал посещение быстрого машинного царства пустым делом. Ну, а если и появлялся, то по делу — значит, еще одна сказка написана.
Возникал он в редакции вдруг и тихо. Возникал невольный вопрос: «Вы откуда?». «Только что с автобуса»,- следовал успокоительный ответ. Значит, никакого волшебства.
Он выбирался из своих дальних мест в сапогах, исходивших даль-дальнюю, с вещмешком, в котором прятал городскую деловую папку со сказками, с походной, отшлифованной руками палочкой, в кепке блиночком, которая от солнца давно выцвела. Он печатал свои сказки на древней машинке, которая потеряла свой вид за долгое время служения человеку. Сколько сказок вышло из-под ее быстрых букв.
Ребятишки начинают расти с книжек Сергея Васильевича «У голубого Светлояра» и «Солнечного дерева». Нам интересны «взрослые» сказы и легенды нижегородской земли. Сколько раз подмывало спросить Сергея Васильевича, как он пишет сказки. Ведь сколько ни броди у Светлояра да по селам соседним, кроме домов деревянных, воды в озере да травы на лугах ничего не увидишь. Откуда же воеводы, плотники, ханы да ложкари — берутся?
Лишь однажды в одной из книг раскрыл свой секрет мастер-сказочник. «Нижегородская земля — край легенд и сказов, заброшенных и забытых. Это самые дорогие клады, только надо уметь их видеть. Как драгоценные камни-самоцветы, их надо шлифовать и гранить, чтобы каждая грань заиграла огнями народной смекалки, чести, доброты и мужества». Вот и весь секрет. Только не каждому те камни-самоцветы в руки даются. Злым и завистникам — нет. Лгунам и любителям корысти — нет. Только добрый человек, побродив в тех краях, может поднять комок земли, легонько нажать на него и на тебе — самоцвет-сказка. Давались те камни Сергею Васильевичу, старому сельскому учителю, с которым заволжская сторона с уважением знается. А что годы сказочнику? Ведь они земные, а сказки вечные.