Новости
15
04.2016
№ 10585
Твори, выдумывай, пробуй!   




Универсальные учебные действия! Как разобраться, что это такое?

Пытаюсь лихорадочно восстановить все свои знания о системе воспитания в XIX веке. На память приходит «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Если не ориентироваться на излишнюю критичность:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как- нибудь, —

можно представить себе, что же знал к 18 годам молодой человек благородного происхождения: в совершенстве владел французским языком («по-французски мог изъясняться и писал»), знал историю царской династии («дней минувших анекдоты»), латинский язык («мог эпиграфы разбирать»), прекрасно танцевал («легко мазурку танцевал»), хорошо усвоил этикет («кланялся непринужденно»).

Что получится, если переложить на «язык» универсальных учебных действий? Рискну предположить. Знание иностранного языка и умение им пользоваться в общении — хорошо развитые коммуникативные УУД; танцы и умение вести себя в обществе — личностные УУД; стремление «присвоить ум чужой» — познавательные УУД; а вот регулятивные можно покритиковать, например, Евгений Онегин заранее не планирует, что будет делать («куда поскачет мой проказник»). Если принять это произведение за эталон описания системы образования и воспитания в начале XIX века, то можно говорить, что триада, составлявшая систему домашнего обучения и воспитания — гувернантка — домашний наставник — репетитор — давали, в своём большинстве, прекрасные результаты.

В XX веке доминирует советская педагогика, покопавшись в её истории, узнаю, что главное в этой системе — формирование знаний, умений и навыков — или просто передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, чем тверже характер учителя, тем основательнее знания.

Судя по всему, на нас, учениках, XXI века, «притормозили» этот процесс, а, может, всевозможные гаджеты отчасти тоже стали выполнять функцию учителя, его роль теперь изменилась. Приведу пример, как я это понимаю. Ещё несколько лет назад мы решали тесты по математике, если что-то не получалось, учитель терпеливо объяснял тему для всех ещё и ещё. Сейчас отсылает к определенному источнику в интернете или персонально для «горе-ученика» включает репетитор, и ведет нас дальше осваивать новые вершины, или, наоборот, нам даёт ориентиры для «роста», а сам занимается индивидуально с кем-то.

Что же происходит? Я вижу очень серьёзные изменения. Мы, ученики 9–11 классов, находимся в переходной стадии (между ЗУН и УУД). Это чувствуется в обилии «свалившихся» на нас исследовательских и проектных работ. Многое приходится теперь делать самостоятельно. Вот и оказывается, чтобы быстро написать исследование, выдать проект и предусмотреть, какой продукт хочется получить от его реализации, необходимо овладеть алгоритмами выполнения разных видов заданий, а потом твори, выдумывай, пробуй, комбинируй, а роль триады может на какой-то период взять на себя какой-нибудь гаджет. По-моему, это круто!

Маргарита Смирнова, Васса Милицкая, #2281, журнал «МИКС»/Фото Татьяны Смирновой, журнал «МИКС», #2281 Задание под лампочкой

   Комментарии (0)  
 
Большая игра  |   Новость  |  Рубрика «Расследование»  |    
 0 
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/10585   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=6&id=10585
 
 1