Двадцать первый век. Эра информационных технологий. Компьютерная эра. Но, тем не менее, учителем все равно является человек
Учитель — это тот, кто передает свои знания другим людям. В наше время понятие «учитель» воспринимается скорее именно как «школьный учитель», в крайнем случае — преподаватель в институте, то есть как человек, обучающий младшее поколение. Соответственно, требования к учителю основываются в первую очередь на том факте, что он обучает детей.
Изменился ли педагогический подход за последнее время? Безусловно.
Конечно, такие качества в учителе, как лидерство, умение управлять процессами и командами, умение решать проблемы, компетентность, — вечны, и нужны будут всегда. Но каждая «эпоха» предъявляет преподавателю свои дополнительные требования. Наше время — не исключение.
В нашем веке на первом месте стоят информационные технологии. Молодое поколение с раннего детства привыкло пользоваться телефонами, планшетами, компьютерами, привыкло к доступности информации. Казалось бы, читать/писать/считать ребенок может научиться и дома, а при наличии интернета он может освоить практически любую науку. Зачем тогда учитель? Суть в том, чтобы преподаватель научил ребенка разбираться в том огромном количестве информации, которое он может найти в интернете. Поэтому одно из важнейших качеств современного учителя, да и учителя будущего — умение систематизировать информацию и способность передать этот навык ученикам.
Помимо всего прочего, сейчас многие профессии основываются или связанны с инновационными технологиями. Поэтому учителя в школах и институтах должны обучать детей работе с подобными вещами. Детей должны обучать работе с новым оборудованием, и, соответственно, сам учитель должен разбираться в современных технологиях.
Но если говорить об инновационных проектах, которые в будущем (да и сейчас) должны создаваться во многих профессиональных сферах, то станет ясно, что одного логического мышления и математического склада ума недостаточно для успешной деятельности. Одним из самых важных качеств человека является творческое мышление. Поэтому сам учитель должен быть творческой личностью, и он должен быть способен научить детей творчеству.
Это лишь несколько примеров тех качеств, которыми должен обладать современный учитель. Разумеется, очень трудно говорить обо всех сразу, ибо всегда есть частные случаи, но, с другой стороны, есть и определенный набор качеств, которыми должен обладать любой хороший педагог.