Новости
29
02.2016
№ 10147
Эволюция спецэффектов в кино   




История кино неразрывно связана с историей спецэффектов. Что же они из себя представляют? Это синтез технологий кинематографа и телевидения, в результате которого на экране получается изображение, не существовавшее в действительности. Это помогает режиссеру воплотить свои самые смелые фантазии в жизнь, причем сделать это убедительно

Уже в немом кино девятнадцатого века использовались фальшивые кинжалы, проделывались примитивные уловки со светом, и применялся такой прием, как стоп-кадр. Сейчас же ни один фильм не обходится без специальных эффектов. Без них современный зритель не может представить себе ни фильм ужасов, ни экранизацию научной фантастики.

Какие-то фильмы славятся великолепным актерским составом, какие-то безумным режиссерским замыслом, а какие-то поражают необыкновенными спецэффектами.

Прорыв в области спецэффектов был сделан в 1927 году, с выпуском фильма «Метрополис», в котором задачей режиссера стало, как можно реалистичнее, передать атмосферу города будущего, здесь впервые был применен эффект Шюффтана.

Художник и кинооператор Эжен Шюфтан постоянно экспериментировал со спецэффектами и в 1924 году изобрел и запатентовал метод комбинированных съемок с использованием зеркал. С этого момента трюк стал постоянно применяться в кино, и даже, возникавшие, начиная с 1950 года, новые технологии, не смогли вытеснить его. Интересно, что даже некоторые сцены из «Властелина Колец: Возвращение короля», вышедшем в 2003 году, были сняты с помощью этого зеркального приема.

В СССР, развитие кинематографа тоже не стояло на месте. В 1935 году настоящей сенсацией мирового масштаба стал фильм Александра Птушко «Новый Гулливер», в котором удалось совместить в кадре кукольную анимацию и живого актера. Многие сцены снимались покадрово, как обычные кукольные фильмы.

1950 год — еще одна значимая веха в развитии специальных эффектов. Новейшие технологии были применены в фильме «Запретная планета». Зрителей поражали пейзажи планеты Альтаир IV, подземные города из фарфора и стали, летающие космические корабли и, конечно же, безумные схватки чудовищ. Для создания многих декораций использовалась техника matte painting, которая была предшественницей синих экранов при аналоговой съемке и зеленых — при цифровой.

Matte Painting («Маскировка») — так называют крупномасштабные рисованные изображения, используемые в кинематографе, на телевидении и в производстве компьютерных игр для создания в кадре иллюзии чего-либо. Создание этой технологии приписывают оператору Норману Доуну, который в 1907 году во время съемок фильма «Калифорнийские Миссии» решил замаскировать разрушенные части зданий, нарисовав на стекле декорации, частично заслонявшие окружающую среду. Эта методика получила название Glass Shot («кадр со стеклом»). Спустя несколько лет Доун усовершенствовал свое изобретение: на стекле более не рисовалась законченная картина, нужное место всего лишь закрашивалось черной краской. Затем, в студии, художники могли рисовать нужную картину более тщательно, а пленка с отснятым материалом экспонировалась повторно, так что ранее неэкспонированное — черное — пространство в каждом кадре заполнялось нужным изображением.

В настоящее время технология matte painting по-прежнему актуальна, но теперь она используется в комбинации с компьютерной графикой.

Нельзя говорить о спецэффектах, не упоминая «Звездные войны» (вышедшие на экраны в 1977 году), и тут же ставшие мировым бестселлером. Мало, кто знает, но самые яркие эффекты для голливудских блокбастеров, в том числе и для фильма «Звездные войны», были придуманы Павлом Клушанцевым, еще в далеких 1955–65 годах.

Он был гениальным оператором и режиссером, а его фильмы «Дорога к Звездам» (1957) и «Планета бурь» (1962) стали классикой научной фантастики и мировыми хитами за счет невероятных специальных эффектах, на десятилетия опередивших Голливуд. Фильмы Клушанцева собирали полные залы в СССР и в других уголках мира.

Очевидно, американский режиссер Джордж Лукас, создатель фильма «Звездные войны», заимствовал идеи и разработки Клушанцева. Фон для кадров в открытом космосе и Клушанцев, и Лукас заказывали художникам, все пейзажи были нарисованы вручную, причем с точным соблюдением расположения звезд и светил. Сейчас это делают на компьютере за несколько минут. А тогда была настоящая кинореволюция.

Еще одна уникальная находка Клушанцева — увеличение объектов. Он строил небольшие макеты ракет, всего лишь в рост человека, делал статичные съемки космических кораблей, отдельно снимал актеров в перспективе, и совмещал эти кадры. Получалось очень достоверно. Примечательно, что режиссер Лукас тоже строил небольшие объекты, а вместо астероидов и вовсе использовал… картошку.

Получается что успех фильма «Звездные войны» можно приписать как американскому, так и советскому кинематографу. Фильм стал поистине великим потрясением. Космические корабли, инопланетяне, сражения на световых мечах, перестрелки в космосе — все это приводило в восторг зрителей, еще никогда не видевших столь реалистичное отображение фантазии автора в кинокартине.

Мало кто поверит, но всем известная фантастическая комедия «Охотники за приведениями» (1984 года) снималась без единого 3D эффекта. В фильме применялась только анимация и matte painting. Были созданы многочисленные модели и куклы, очень широко задействовались световые иллюзии.

В 1987 году в СССР выходит двухсерийный фантастический художественный фильм «Необыкновенные приключения Карика и Вали», поставленный на киностудии «Ленфильм», режиссером Валерием Родченко по одноименной повести Яна Ларри. Это один из первых советских фильмов, в котором в полном объеме применены визуальные спецэффекты. Также это первый советский фильм, где музыкальное сопровождение, написанное Бабушкиным, было смонтировано на компьютере.

XXI век — это новая эра в области спецэффектов. С бешеными темпами начинает распространяться и применяться в кино компьютерная графика.

В России эту эпоху открыли два высокотехнологичных фильма режиссера Тимура Бекмамбетова «Ночной Дозор» (2004 год) и «Дневной Дозор» (2005 год). В первом компьютерная графика была задействована в 700 планах, а в создании эффектов для второй картины участвовало семнадцать киностудий России.

Чтобы показать войско Тамерлана использовалась такая иллюзия. За образец взяли несколько всадников, а затем с помощью компьютерных технологий увеличили численность войска до нескольких тысяч.

В «Дневном дозоре» показана эффектно рушащаяся Останкинская башня. Для компьютерного моделирования ситуации использовались фото телебашни, снятые с нескольких точек по ее окружности, чертежи конструкции, и пластиковая модель вышки. Рушится сооружение в кадре по фрагментам — в реальности так быть не может.

В 2010 году своей масштабностью и спецэффектами мир потряс долгожданный фильм «Аватар», ставший настоящим техническим прорывом в кинопроизводстве. Более половины картины выполнено при помощи компьютерной графики. Невероятные существа, полеты на космических истребителях и трехметровые гуманоиды, стали плодом кропотливого технического труда. Для создания мимики синих инопланетных аборигенов применялась съемка актеров-людей с последующей оцифровкой по контрольным точкам — это технология называется motion capture. Кэмерон задумал этот фильм еще в начале девяностых, но тогда мир был еще технически не готов воплотить замысел таких масштабов.

Технология Motion capture — это метод анимации персонажей и объектов, дословный перевод с английского — захват движения. Разработчиком является компания Digital District. Впервые была использована в 2004 году при создании мультфильмов «Полярный экспресс» и «Последняя фантазия».

Завершить эволюционную цепочку спецэффектов я бы хотела фильмом «Гравитация». И не за семь полученных премий «Оскар». Драму, разворачивающуюся в космосе, связанную с разрушением шаттла и двух космических станций, невозможно было бы снять без инновационных технологий. Это один из последних фильмов, чьи спецэффекты работают не просто на красивую картинку, но в первую очередь на не отпускающее до самого конца напряжение, борьбу за жизнь.

Прогресс не стоит на месте, и я уверена, что в ближайшее время нас ждет еще множество кинопотрясений!

Анастасия Груздева, Левда, #1828, Санкт-Петербург / совместное творчество

   Комментарии (0)  
 
НАШпресс  |   Статья  |  Рубрика «Территория кино»  |    
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/10147   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=14&id=10147
 
 1