Новости
27
02.2016
№ 10126
Пианист. Варшавские дневники   




Фильм, получивший три Оскара и множество других премий и книга, по которой он снят. Рассуждение человека не далекого от музыки и любящего кино. Читайте!

Владислав Шпильман — выдающийся польский пианист и композитор. Родился в Польше в 1911 году. Пройдя через Вторую Мировую войну, в 1945–1946 годах Шпильман написал мемуары «Пианист. Варшавские дневники» о жизни в оккупированной нацистами Польше. Изначально книга была издана в Польше в 1946 году под названием «Гибель города». Следующее издание (в 1998 году) под названием «Пианист» вышло в Германии, затем в США. Книжку перевели на восемь языков том числе и на русский.

Это автобиография. Она написана непривычным для чтения языком, Шпильман наверняка не ставил себе цель написать художественное произведение. Поэтому книга передает только действительные события, такими, как их видел автор.

В 2002 году выходит фильм «Пианист», снятый Романом Полански. Как обычно и бывает, кино не передает всю картину целиком, он не может включить в себя все мелочи, все детали, многое опускается из-за ограничений во времени.

«Пианиста» от Полански я могу оценить на восемь из десяти. Из плюсов стоит отметить соблюдение хронологии по главам книги. Так же мне понравилась цветовая гамма, характеризующая настроение. В основном картина снята в холодных серых тонах, порой желтоватых, подразумевавших холод, отчуждение и негатив. Однако сцены, когда наш герой находит друзей, и когда они помогают ему, показаны гораздо более теплыми и насыщенными красками, как будто в них есть жизнь.

Характеры и образы персонажей подобраны неплохо, включая каждого члена семьи пианиста. Самого главного героя я не могу оценить, ибо знаю, как выглядит настоящий Шпильман. Мне было непривычно видеть композитора в исполнении Эндриена Броуди, но это субъективно.

Еще один плюс, на мой взгляд, — это музыкальное сопровождение. Как и было указано в книге, Владислав Шпильман был большим поклонником Шопена. Именно его вальсы и ноктюрны звучат на протяжении всего фильма. Этот композитор славится своей лиричностью и романтизмом. После просмотра фильма я полюбила Шопена еще больше.

Однако я заметила и существенный недостаток. В сцене, когда пианист играет немцу на рояле, он играет великолепно, без ошибок, с огромным чувством, con tutta forza, будто вчера репетировал. Но как такое возможно? Идет война, инструментов нет, а сам герой и вовсе старается спасти жизнь, какая уж тут музыка? В книге указано, что он не сидел за роялем уже два года, и что играл он с помарками, ошибаясь, руки дрожали и болели от напряжения, он был истощен. К тому же, в книге он говорит, что играл Ноктюрн Шопена додиез минор, а в фильме звучит Первая баллада соль минор, которая во много-много раз виртуознее, ярче, имеет агрессивный характер, и требует огромных усилий от исполнителя как минимум для извлечения звука (ее играю громко). Но этот ход, возможно, потребовался Полански для усиления картины, для большей трагичности — не знаю, может быть, но в книге это видится не так.

Некоторые зрители обвиняют Шпильмана в трусости. Все, мол, восстание устраивали, а он прятался. Мне думается, что это не художественная выдумка, а автобиография, и судить о чужой жизни (также как они) я не могу, так что не могу отнести это к «минусам».

Отзывы о фильме в основном положительные. В редких случаях кто-то считает, что присутствует слишком много жестокости, что смотреть его тяжело. Я не считаю это недостатком, а скорее наоборот, ибо такие фильмы чему-то учат.

Александра Козулициана, Левда, #1828, Санкт-Петербург / совместное творчество

   Комментарии (0)  
 
НАШпресс  |   Статья  |  Рубрика «Территория кино»  |    
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/10126   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=14&id=10126
 
 1