В 2010 году режиссер Чан Ань Хунг экранизировал роман японского писателя Харуки Мураками «Норвежский лес». Вот об этом и поговорим
Роман был написан в 1987 году, действие происходит в Токио 60-х годов, когда главный герой Ватанабэ был студентом. Для него это время, когда лучший друг совершает самоубийство, и время отношений с двумя абсолютно разными девушками: нежной, но душевно травмированной Наоко и живой, озорной, эмоциональной Мидори.
Теперь о том, что получилось, об экранизации. На мой взгляд, фильм — ужасный! Это весьма посредственный пересказ книги с выдранными ключевыми моментами, без которых невозможно полное понимание романа. Конечно, невозможно вместить в двухчасовой фильм всю книгу, но в картине нет очень важных эпизодов. Отсутствует начало, где 37-летний Ватанабэ в аэропорту слышит песню The Beatles «Norwegian Wood», которая погружает его в воспоминания о студенческом времени, не показан в полной мере сосед Ватанабэ — Штурмовик и его причуды, не рассказана история Рэйко, нет вечера, где Ватанабэ и Мидори смотрели на горящий дом… и вообще ничего нет! Выдержана лишь основная сюжетная линия. А героев, которые в книге играли очень важную роль, показали раз-другой и все.
Подбор актеров, на мой взгляд, тоже неудачен. Их игра разочаровала. Они получились извращенными, думающими только о сексе людьми. Я не поверила ни одному их слову и их наигранным чувствам. Герои, при всей их внешней привлекательности, совершенно не симпатичные. К ним не проникаешься никакими светлыми чувствами.
Наоко (Ринко Кикути) в книге — ранимая, нежная, тяжело переживающая смерть возлюбленного, в фильме же не видно ее переживаний по этому поводу. Мидори (Кико Мидзухара) у Мураками гораздо более безбашенная, а в картине какая-то заторможенная, ей явно не хватает бунтарства. Рейко (Рэйка Кирисима) в романе живая, умная, интересная женщина с морщинками, которые так нравились главному герою, в кино же — обыкновенная, стандартная домохозяйка, в которой нет ничего особенного. На мой взгляд, характеры героев абсолютно не раскрыты.
Но все-таки не могу не отметить плюсы фильма. Довольно красивые пейзажи, атмосфера страны, дух 60-х годов, саундтреки (музыка Джонни Гринвуда; «Norwegian Wood» The Beatles, «Mary, Mary, So Contrary» Can и другие). Хороша работа оператора Марка Ли Пинбина. Стиль его съемки радует глаз. Камера постоянно находится в движении, практически никогда не останавливается, она плавно передвигается, давая то крупные планы, то общие. Очень красиво демонстрируется природа: панорамные изображения леса, макросъемка отдельных цветков, тени, блики на воде. Нельзя не отметить его работу со светом и цветом.
И, все-таки, по-моему мнению, Мураками вообще не стоит экранизировать, потому что из этого ничего хорошего не выйдет. Ни один режиссер не сможет передать все тонкости книги, без которых смысл произведения теряется. А «Норвежский лес» — кладезь таких мелочей и тонкостей. Это очень интимный роман о взрослении героя, о смерти, которая является не противоположностью жизни, а ее продолжением.