Редкой группе сегодня удается оставить такой огромный след в душе многих людей, какой оставили Pink Floyd. Возможно, эта статья покажется слишком непонятной по причине изобилия эпитетов, порой вычурных и странных. Но, поверьте, для меня это единственный способ описать весь взрыв, который произвели в моей душе эти пять человек и их деятельность. Что ж, иногда необходимо снять повседневную маску, разрушить свою стену…
Согласитесь, ведь каждый из нас хоть раз слышал этот навязчивый и даже слегка наивный мотив: детский хор, поющий «We don`t need no eduation…» под аккомпанемент винтажноперегруженной гитары. Но сегодня, по правде говоря, мало кто знает не то что других частей этой песни, но даже имен авторов. Стоит ли говорить, что, на самом деле, за этой песней, за именами, Уотерса, Мейсона, Гилмора и Райта скрывается целый мир, целая вселенная Pink Floyd. Вселенная, связавшая души музыкантов на всю оставшуюся жизнь. Вселенная, овладевшая членами группы, овладела когда-то молодым студентом архитектором Сидом Барреттом, с которого и началась история коллектива, подарившего миру, наряду с американскими Velvet Underground, новый звук.
В начале пути, основным автором текстов был Барретт. Именно этот человек задал вектор, по которому в дальнейшем развивалась группа. Лирика Сида отличается особой, характерной абсурдностью, большим количеством аллегорий, а также явной направленностью внутрь себя. В его песнях часто фигурируют образы фантастических существ, за которыми скрывается собственные впечатления, личное восприятие мира, и, порой, обычные истории из жизни. Именно данные аспекты отличают «барреттов» период творчества Pink Floyd от периода главенства Уотерса, однако об этом позже.
После ошеломительного успеха Dark Side of the Moon группа уезжает в тур по Европе, где на саундчеках и разогревах накапливает материал для нового «студийника».
Музыка в свою очередь прекрасно коррелирует с текстом. Незамысловатый ритмический рисунок вкупе с расслабленным, даже, в большинстве случаев, умиротворенным вокалом и мажорными аккордами на акустической гитаре задает основной настрой альбома. Клавишные Ричарда Райта в свою очередь создают подходящую атмосферу. Еще стоит отметить добавление в мелодию некоторых звуков из повседневной жизни и природы, что является последним, довершающим ингредиентом в шипучей смеси ранних Pink Floyd.
После ухода фронтмена группа начала постепенно отклоняться от фантасмагорчиных мотивов Барретта, отдавая предпочтение большему вкладу музыкантов, ранее остававшихся в стороне, таких как Гилмор и Райт. Тем не менее, коллектив хранил верность Сиду, как идейному вдохновителю, основателю и единомышленнику.
Dark Side of the Moon. Возможно самый известный после The Wall альбом Pink Floyd. Любовь фанатов вполне оправдана, над «Темной стороной Луны» была проделана огромная работа, как в техническом, так и в творческом плане. Концептуальность альбома подчеркивает тот факт, что песни переходят одна в другую без пауз. С точки зрения музыки, альбом характерен добавлением саксофона в общую музыкальную фактуру. Партии Ричарда Райта постепенно отходят на второй план, снова принимая на себя роль создания общей атмосферы и уступая место партиям соло-гитары, ставшим более современными, но звучащими порой более просто и, прямо скажем, скучно. Но, несмотря на периодичную «попсовость» Гилмора, нельзя отрицать факт привнесения им в альбом нового звучания. Бессмысленность, тщетность большинства насущных дел, что занимают умы современного человека — основная тема альбома. И тонкой красной нитью через альбом проходит тема отчуждения. «Если голова разрывается от дурных предчувствий, встретимся на обратной стороне луны» — поется в Brain Damage. В следующей песне, Eclipse, подводятся итоги альбома: все, чем человек живет должно быть освещено Солнцем, но его затмила Луна, а значит счастливо и спокойно жить можно только на той самой обратной стороне Луны. Однако, в конце, циничный голос, принадлежащий одному из уборщиков студии Abbey Road, под шум утихающего сердцебиения проговаривает: «Нет никакой темной стороны Луны. Она, в общем-то, вся темная».
Как итог полугодовой работы в студии, рождается эпохальный, и, признаться, самый мой любимый альбом Pink Floyd: Wish You Were Here.
По доброй традиции, альбом начинается с многочастной инструментальной фантазии, посвященной бывшему фронтмену группы, Сиду Барретту, а именно Shine On You Crazy Diamond. Девятиминутное вступление типичного «райтовского» синтезатора передает эстафету кричащей, на фоне незамысловатой мелодии ритм-гитары и баса, гитаре Гилмора. Пафосные переходы Ника Мейсона дополняют общую картину. Вокальная партия Уотерса в этой песне заслуживает отдельной похвалы. Призывающий и одновременно просящий сиять голос порой будто срывается, в нем слышна горечь утраты и личная, ведомая одному лишь автору, привязанность. Он не просто желает увидеть, чувствовать свет адресата у себя в сердце, ему это жизненно необходимо. И словно не имея возможности или сил выразить остальные чувства и мысли словами, Уотерс уступает место также страдательно воющему саксофону. Свободная композиция плавно перетекает в другую, давящую светом и шумом галогеновых ламп, затхлым запахом обивки автомобильных кресел. Под аккомпанемент минимуга и диссонирующих аккордов акустической гитары вступает трагичный вокал Дэйва, поющего от лица личностей, стоящих за широкими дверьми директоров звукозаписывающих компаний и меценатов. Загадочность персоны, от лица которой ведется повествование, недосказанность — все это добавляет песне другой, отличный от лежащего на поверхности, смысл: экзистенциальный страх, сомнение в подлинности своих мыслей и желаний. Эта концепция в той или иной степени отсылает нас к произведениям Франца Кафки.
Заканчивается композиция ревом мотора и звуками вечеринки. Спустя секунды затишья врывается мощный рок-н-ролльный рифф вместе с синтезатором и сильным голосом Роя Харпера, приглашенного на запись альбома специально для исполнения песни Have a Cigar. Она продолжает одну из идей предыдущей композиции: продажность музыкальной индустрии, отводящей творческую составляющую на второй план. За Have a Cigar следует почти полностью акустическая песня Wish You Were Here, снова отсылающая слушателя к Барретту. Легкая, но менее личная (поет ее Гилмор), светлым и одновременно печальным воспоминанием пролетает она сквозь депрессивную тесьму альбома. Из текста явно видно, что Роджер отождествляет себя с покинувшим группу лидером: «Мы лишь две заблудшие души…». Закрывает альбом вторая часть заглавной композиции, Shine On You Crazy Diamond.
Она встречает нас режущим гитарным соло, утихающим, по возвращению основной мелодии первой части и вступлению вокала Уотерса в той же манере. По мере продолжения песни, к нему присоединяются голоса остальных участников группы, выкрикивающие: «Shine On, Crazy Diamond!». И словно показатель облегчения после высказанного, в структуру песни вступает техничная партия бас-гитары Роджера, сопровождаемая все теми же помпезными переходами Ника Мейсона. После басового соло снова возвращается и развивается основная мелодия.
Таким образом, все проблемы, освещенные в песнях, оказываются заключенными в круг тоски и стенаний группы об одной личности, кардинально изменившей их жизнь.
Но вот альбом записан, музыканты почти зачехлили уже свои инструменты, как вдруг произошел чертовски ироничный прецедент. На студию звукозаписи Abbey Road явился человек с полностью выбритой головой и бровями, держащий в руке полиэтиленовый пакет. Человек тот был не кто иной, как Сид Барретт. Думаю, лишним будет описывать состояние группы, в частности Роджера, при первой встрече с «безумным бриллиантом» спустя семь лет.
Кто знает, каким бы мы знали теперь альбом Wish You Were Here, приди Сид непосредственно при записи альбома или перед ней.
Альбом Animals гораздо менее интересен с точки зрения музыки, нежели предыдущие. Стили Гилмора и Мейсона остались теми же. С другой стороны, прислушиваясь к партиям Райта можно ощутить влияние синтипопа и ньюэйджа. Альбом наполнен недовольством Уотерса (по устоявшейся уже традиции, написавшего все тексты) по поводу современной социальной системы. Роджер разделяет людей на три больших группы: свиней, собак и овец, отчего становится заметно, что альбом написан под впечатлением от книги Джорджа Оруэлла.
К концу тура в поддержку альбома Animals, в группе явно назревал конфликт, имеющий корни как в недовольстве членов группы однозначным лидерством Уотерса, так и в переосмыслении Роджером своей деятельности и жизни вообще. Посему, участники решают взять отпуск и отдохнуть друг от друга.
Во время перерыва, Уотерс уединился в своем доме, и погрузился в работу, результатом чего и явилась до сих пор гремящая по всему миру рок-опера The Wall. Само название отражает основной мотив данного альбома, снова проснувшийся в душе и разуме Роджера спустя шесть лет: отчуждение.
Концепция альбома представляет собой историю жизни некоего Флойда Пинкертона, который из-за различных обстоятельств (сварливые школьные учителя, параноидальная опека матери, потеря отца, и так далее) с самого раннего детства начинает строить вокруг себя воображаемую стену, отделяющую его от внешнего мира. Все трагедии, которые уготовила ему жизнь, есть «всего лишь кирпичи в стене», как поется в некоторых песнях этого альбома.
Пинкертон постепенно сходит с ума, черви окончательно въедаются в его мозг, он проводит над самим собой суд, где «судья» призывает его разрушить стену. Мелодия последней песни в альбоме снова плавно переходит в мелодию первой, что наталкивает на мысли, действительно ли стена разрушена или их несколько, быть может, и не было никогда никакой стены?
Музыкальное новшество альбома — добавление оркестра, хора и оперных певцов в структуру произведения. В целом, игра Гилмора, Уотерса, Мейсона и Райта, покинувшего группу на стадии обработки материала, не изменилась.
Время шло, группа медленно, но верно стремилась к распаду. Но неожиданно, в 1982 году Соединенное Королевство начинает боевые действия с Аргентиной за право владения Фолклендскими (Мальвинскими) островами. В историю это событие войдет как Фолклендская война. В связи с этим, Уотерс, потерявший отца во время высадки союзников в Анцио и слывший пацифистом всю сознательную жизнь, вновь берется писать музыку и стихи.
The Final Cut гораздо эмоциональнее предыдущего альбома. Это проявляется, как в лирике, так и в музыке. Риффы и соло-партии Дэйва стали более агрессивными, режущими, неожиданно проявился только зарождающийся в это время хэви-метал. Уход Райта из группы также сказался на музыкальном стиле альбома: астральная атмосфера предыдущих работ канула в небытие. Вокал Уотерса тоже стал агрессивнее, эмоциональнее, что послужило своеобразным прощанием с фанатами: The Final Cut — последний альбом, записанный с Уотерсом.
После ухода Роджера к группе снова присоединился Ричард Райт, что ознаменовало новую эпоху в истории Pink Floyd. Работа трех музыкантов вылилась в два альбома, существенно отличающихся от всех предыдущих: A Momentary Lapse of Reason и The Division Bell. Лидирующее место в плане написания музыки занимали Райт и Гилмор. В обоих альбомах чувствуется большое влияние новой волны электронной музыки, синтипопа и хард-рока. Эксперименты Гилмора и его лидерская позиция исказили звук группы практически до неузнаваемости (что не сделало его хуже). Однако как напоминание о старых добрых Pink Floyd остались все те же космические клавишные Ричарда Райта. В остальном, звучание встало в ногу со временем: пассажи Мейсона сменились незамысловатым ритмическим рисунком, гитара Дэвида потеряла былую винтажность.
Из самых, по моему мнению, удачных композиций стоит выделить Learning to Fly, песню о полете во всех смыслах этого слова. Восторженный голос Гилмора, сопровождаемый вдохновенным бэк-вокалом, плавающей бас-гитарой и легкими запоминающимися риффами, создает непередаваемое никакими словами ощущение порыва, свободы.
Трудно подвести итог повествований и рассуждений о таком контрастном и неоднозначном культурном явлении как Pink Floyd. Так и напрашивается что-то запоминающееся и доброе, что-то воодушевляющее, но тревожащее…
Сияйте, вы, безумные алмазы! Сияйте в наших сердцах.
Открыть справку по теме
![](/img/cab/redarrr.png)
Закрыть справку по теме
![](/img/cab/redarrd.png )
Альбом Ummagumma предоставляет слушателю замечательный конгломерат разношерстных композиций, будто «вынутых» из сольного проекта каждого отдельного члена группы. Что и говорить, назвать альбом концептуальным никак нельзя, что весьма нехарактерно для Pink Floyd. Начиная с этого альбома, в композициях Уотерса начинает проявляться влияние творчества Барретта: добавление звуков природы, сумбурные, по сравнению с песнями Гилмора или Мейсона, мелодии и другие фишки.
Пятый и четвертый альбомы, относятся участниками группы к самым неудачным их работам. Однако, Atom Heart Mother, чрезвычайно интересен с точки зрения становления нового стиля группы; Ummagumma не был альбомом Pink Floyd, он был, скажем, совместным сайд-проектом участников группы.
Пятый альбом открывает психоделическая сюита Atom Heart Mother, в полной мере отражающая музыкальную концепцию последующих крупных работ группы: получасовой полет «космических» клавишных и экзотичных звуковых эффектов Райта, виртуозной соло-гитары Дэвида Гилмора и мощного вокала Уотерса. Также композиция примечательна партией оркестра и хора, что также характеризует отрыв группы от фундамента стиля Барретта, выход ее в открытый космос, полный неизведанных ранее ритмических рисунков и музыкальных фактур. После сюиты следуют три песни, написанные и исполненные каждым (кроме Ника Мейсона) участником группы отдельно. В песне Роджера If впервые за историю группы затрагивается тема отчуждения, впоследствии ставшая основной темой композиций Pink Floyd и краеугольным камнем альбома The Wall. Талант академического пианиста раскрывается у Ричарда Райта в нехарактерно лиричной Summer ‘68 его же авторства. Завершает альбом инструментальная совместная композиция Alan’s Psychedelic Breakfast, в которой на фоне умиротворенной мелодии с доминирующей клавишной партией слышно бормотание менеджера группы Алана Стайлза о своем завтраке.
С альбомом Meddle группа продолжает разрывать музыкальные шаблоны и отдаляться от раннего стиля. Основным мотивом, проходящим через всю заглавную песню, One of These Days, является бас-гитара Уотерса с эхо-эффектом, что в своем роде подчеркивает нарастающее лидерство Роджера в группе. Как результат необычного
джазового эксперимента явилась на свет песня «San Tropez», флоридский коктейль синкопирующих клавишных, банджо и расслабленного вокала.
Альбом Ummagumma предоставляет слушателю замечательный конгломерат разношерстных композиций, будто «вынутых» из сольного проекта каждого отдельного члена группы. Что и говорить, назвать альбом концептуальным никак нельзя, что весьма нехарактерно для Pink Floyd. Начиная с этого альбома, в композициях Уотерса начинает проявляться влияние творчества Барретта: добавление звуков природы, сумбурные, по сравнению с песнями Гилмора или Мейсона, мелодии и другие фишки.
Пятый и четвертый альбомы, относятся участниками группы к самым неудачным их работам. Однако, Atom Heart Mother, чрезвычайно интересен с точки зрения становления нового стиля группы; Ummagumma не был альбомом Pink Floyd, он был, скажем, совместным сайд-проектом участников группы.
Пятый альбом открывает психоделическая сюита Atom Heart Mother, в полной мере отражающая музыкальную концепцию последующих крупных работ группы: получасовой полет «космических» клавишных и экзотичных звуковых эффектов Райта, виртуозной соло-гитары Дэвида Гилмора и мощного вокала Уотерса. Также композиция примечательна партией оркестра и хора, что также характеризует отрыв группы от фундамента стиля Барретта, выход ее в открытый космос, полный неизведанных ранее ритмических рисунков и музыкальных фактур. После сюиты следуют три песни, написанные и исполненные каждым (кроме Ника Мейсона) участником группы отдельно. В песне Роджера If впервые за историю группы затрагивается тема отчуждения, впоследствии ставшая основной темой композиций Pink Floyd и краеугольным камнем альбома The Wall. Талант академического пианиста раскрывается у Ричарда Райта в нехарактерно лиричной Summer ‘68 его же авторства. Завершает альбом инструментальная совместная композиция Alan’s Psychedelic Breakfast, в которой на фоне умиротворенной мелодии с доминирующей клавишной партией слышно бормотание менеджера группы Алана Стайлза о своем завтраке.
С альбомом Meddle группа продолжает разрывать музыкальные шаблоны и отдаляться от раннего стиля. Основным мотивом, проходящим через всю заглавную песню, One of These Days, является бас-гитара Уотерса с эхо-эффектом, что в своем роде подчеркивает нарастающее лидерство Роджера в группе. Как результат необычного
джазового эксперимента явилась на свет песня «San Tropez», флоридский коктейль синкопирующих клавишных, банджо и расслабленного вокала.