Композиционная модель издания

{page_title}

{page_subtitle}

Общие рекомендации по структурированию печатных изданий, планированию материалов, созданию средств ориентации на полосе и организации рукописи



На основе содержательной модели выстраивается композиционная модель будущего издания.
Она показывает чередование разделов и рубрик — во времени и в отдельном номере — на его страницах.

В хорошо структурированных, грамотно организованных газетах или журналах в каждом разделе предусматривается известное количество строк основного текста принятого формата или знаков-символов. Скажем, информация — самый оперативный жанр — это 500—600 символов, заметка — 1200, статья — 15 000.

Вот так гармония постигается алгеброй.

Важно с самого первого номера ввести редакционный процесс в правильное технологическое русло, тогда многие обычные редакционные проблемы разрешатся сами собой. Например, проблема рубки «хвостов» и заполнения «дыр» значительно упростится, если ввести планирование материалов в знаках — предварительно рассчитав емкость полос в выбранных символах.

Сейчас все большее значение приобретают средства ориентации на полосе, так называемая система навигации — главные заголовки полосы (шапки), генеральные рубрики ко всей странице, рубрики над публикациями, сложные многословные заголовки материалов, их подзаголовки, врезы (лиды), выносы, афиши, резюмирующие блоки… Они во многом должны создаваться корреспондентами. Выдумывать их, скажем, ответственному секретарю просто нереально.

Таким образом, качество исходной журналистской информации во многом определяет ход работы редакции. Кроме обычных и понятных требований к сообщению — точность дат, цифр, имен, грамматическая правильность, стилистистическое единство — особое значение приобретает четкое структурирование текста. Рукопись должна быть организована по установленному образцу. Например, такому:

Рубрика


Заголовок


Подзаголовок


Врез

Важнейшая часть оформления — выбор шрифта. Считается, что тем самым создается основа оформления издания. Лучше всего воспринимаются читателем шрифты с засечками. Вот почему книги набирают такими шрифтами. В газетах используют рубленые шрифты. «Суховатый» образ таких шрифтов больше подходит газетной тематике, к тому же они наименее подвержены искажениям, наиболее устойчивы

к различным трансформациям — сжатию и растяжению, экономичны, убористы. Удобочитаемость набранного текста определяется опытным

Выноска


Фото

путем. Для этого надо сверстать газетную полосу несколькими гарнитурами (шрифтами с разным начертанием букв) и кеглями (высотой букв) при различном интерлиньяже (межстрочном пробеле) и раздать газету родным и знакомым. Их беспристрасные отзывы о читабельности текстов и определят окончательный выбор. Считается, что для набора текста

в газете необходимо использовать не менее двух гарнитур (комплектов шрифтов одного рисунка, но разных кеглей и начертаний): одну «строгую», рубленую — для разделов политики, бизнеса и пр., и другую «гуманитарную» — для разделов спорта, досуга, искусства.

Первая будет хорошо выглядеть на новостных полосах еще и потому, что там чаще возникает необходимость «поиграть» шрифтом.

Резюмирующий блок

Журналист должен также позаботиться об иллюстрировании своего материала: представить фотографии или сообщить редактору тему публикации.




{sider}

Гарнитура С ЗАСЕЧКАМИ


Гарнитура БЕЗ ЗАСЕЧЕК

https://lgo.ru/metoda/lociya/texnika3.htm