Язык и речь (29-02)

Перейти к портфолио предыдущего издательства Перейти к портфолио следующего издательства



Должно бы сказать: рано поутру — а они пишут: едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба…

Пушкин


На что обратить внимание

1. Распечатать и повесить
Как известно, русская проза организуется не менее заботливо, чем стих. Отсюда забота автора и редактора: пусть тексты будут смыслово, ритмически и фонетически «ясными».

1. Как достичь легкости языка и избежать монотонности?
• Отслеживать обилие «шипящих» суффиксов.
• Вычеркивать «затяжелители» («который», «мероприятия», «это», «т. п».)
• Оказывать читателю «дополнительные услуги» по подаче смысла.
• Смотреть, чтобы длинные периоды (предложения или их части) сочетались с короткими.
• Следить за сменой интонации в текстах, заголовках, преамбулах.
• Не мельтешить на странице. Руководствоваться принципом сочетания больших и малых форм. Если идут несколько «крупных» мыслей, их лучше разрядить шуткой.

2. Как работать с диалогами
Когда глава готова, сесть и прицельно перечитать речь только одного героя (потом — второго героя и проч), только авторские реплики около прямой речи этих героев (должно выстроиться поведение этого героя в эпизоде). Очень показательным бывает чтение вслух, с проговариванием всех труднопроизносимых слов, с педалированием на слова-повторы. Места, где читающий запинается — надо править.

3. Как делать интродукцию
• Интродукция — это настройка на главу, прелюдия к теме. Она может быть и афористической, и поэтической. И длиннной и короткой.
• Отслеживать «лишние слова».
• Посмотреть на эту интродукцию в ряду других, особенно тех, которые стоят в предыдущей и последующих главах. Она должна отличаться.


4. Самая большое утомление читателя
Предсказуемость. Предсказуемость всего: заголовков, языка, тем.

5. Когда интересно читать?
Воздух интересного — неожиданное.

2.




https://lgo.ru/mclass/29/lek02.htm