Леха пытается войти в одну из многочисленных дверей кафе, но повсюду встречает сопротивление.
Спецкор «Полундры» решает проанализировать ситуацию: чертит в блокноте таблицу и рассуждает сам с собой. В процессе монолога он вспоминает о камне аквамарине.
Забрав камень у ящерицы, Леха надеется «вылететь» из кафе, но ничего не происходит, а значит, и приключения мальчика продолжаются.
Леха загадывает камню желание, и, будто по волшебству, попадает в уютную комнату с едой. Там же встречает бегущую строку.
Бегущая строка показывает мальчику видеоролик, на котором герой четко видит, как Еремей меняет одну газету на другую.
Леха задает вопросы бегущей строке. Она соглашается ответить на любые три и советует спецкору «прощупать» Чарли.
В комнате Леха находит много забавных вещей — все они принадлежат Юрию Волшебкину. Спецкор также узнает, что каждая улика имеет свой секрет.
Мальчик идет на поиски новой улики, узнав, что хозяин кафе «29 генваря» дрессировщик Волшебкин.
Мальчик попадает в печатню и становится свидетелем разговора, делает фотографии, а также узнает, что Карара самовольно занимается отливкой литер, которые уже вычеркнуты из азбуки.
Еремей разговаривает с Лехой наедине о врученных ранее «Ведомостях» и отдает спецкору трафаретку. Мальчик не знает, что с ней делать.
Леха становится свидетелем ареста Карары и узнает историю майора Глебова, наказанного за связь с бывшей женой Петра I.
Помните, как в прошлый раз Игоря и Чарли буквально «вымело» из кафе? И как Главный Редактор ринулся на штурм заведения, а его «уважительно отпружинило» на улицу? А Леха, как ни в чем не бывало, позвонил нашим героям и доложился, что он «бублики ест»? Сейчас мы вам расскажем, что на самом деле тогда произошло. И пойдем по порядку.
Так вот, Леха, обнаружив себя в одиночестве, почему-то не очень удивился. Он побрел по коридору, пытаясь опознать вход в «Башню печатников». И путь его был прямым до безобразия. Никаких поворотов и провалов. А что самое противное — на стенах снова позировали бесконечные усатые портреты. «Как же вы все мне надоели!» Дверей было видимо-невидимо, будто кто-то специально удесятерил прежний двериный выводок — и все исключительно для того, чтобы разозлить нашего терпеливого героя. Такое впечатление, что у создателя кафе в какой-то момент заклинило фантазию на этих дверях-коридорах-портретах. Лехе явно недоставало чего-нибудь красивого. — «Кафе» называется! Вот бы Пусякина сюда. Мы бы с ним устроили пару разнообразий. Он с досады ломился во все двери подряд, но бесполезно: они были заперты. «Какого черта! — ругнулся Леха. — И выплевывать не выплевывают, и улик не дают! Хоть бы Голос прорезался» — раздраженно подумал он, приближаясь к очередному косяку. — Эй, кто-нибудь, отзовись! Ну хоть куда-нибудь, пусти!
Чтобы подбодрить себя, Леха встал в боевую стойку «самурай с мечами» и красиво занес ногу над косяком. Тут же раздался щелчок, и мальчика мотнуло в сторону. Хотя не ушибло: толчок был мастерски рассчитан. — Че дерешься? — возмутился Леха. — Не хочешь пускать — не пускай, но не дерись! Со следующим «противником» он был осторожнее. Хотел только тихо простучать «Спартак! Чемпион!». Но его шибануло электрическим разрядом. — Нет, это вообще уголовно наказуемо! Превышение необходимой обороны!
Когда человек остается в одиночестве, на него часто накатывает особенное настроение. Сейчас оно приближалось к нашему герою. Привыкший вечно куда-то бежать, что-то искать и к чему-то стремиться, спецкор Звонарев испытал, наконец, чувство полного отъединения от реального мира. Он притулился к стене, постоял пару минут и для подтверждения задумчивости достал блокнот. Стоять было неудобно. Взяв блокнот в зубы, он стащил со стены самый приметный портрет, приладил его вместо подстилки и уселся. Вытянув ноги в кроссовочках 43-го размера (мамины туфли теперь они с папой шутя называют «пинеточками»), он поерзал, устроился поудобнее («могли бы и кресла для посетителей поставить!») и разгладил блокнот. Тот уже изрядно поистрепался и от этого стал еще милее. Полистав боевого друга, Леха, подобно Робинзону Крузо, разделил свежий лист на две части, на одной написал: «За нас», на второй: «Против нас». Почесал ручкой ухо и добавил еще одну графу: «Черные ящики». Потом провел горизонтальную линию и всадил: «Просто версии».
Впрочем, как вести себя в экстремальных ситуациях, ведущий рубрики «Спасатели» знал. Дав себе слово во всем, что бы ни произошло с ним лично, извлекать только «плюсы» («мысль материальна»), он приступил к инвентаризации событий. 1. Кто прислал то письмо? Неизвестно. Но ждет помощи. Мы помогать готовы? Значит, наш человек. Знать бы только, кто. А то напустил туману, и в кусты. — Леха вписал в таблицу: «Автор письма». 2. Медиум. Не нравится он мне. Чарлик из-за него заболел. Записываю в «Против». 3. Почему вход только с собакой? — и сердце мальчика сжалось при мысли о Чарли. Когда этот, на троне, поманил псяру, тот его послушался и взял улику. — Значит, — зафиксировал Леха, — его закодировали в помощь этим гадам? (Почему я подумал этим гадам, а не этому гаду, — мелькнуло в голове Лехи. — Может, их уже несколько?). 4. Голос. — Тут Леха задумался. — С Голосом вообще непонятка. Проверка на собаку? Вроде служит Медиуму (или кого он там Хозяином называл?). Но парень не вредный. И свое дело делает, и нам не мешает. Иногда даже сочувствует. Пусть себе сидит в «Черном ящике». Стоп, а не Голос ли нас выкидывает? Точно, он! Перенести во враги? Да нет, просто работа у него такая. Пусть в ящике побудет. 5. Стражник — кто он? Может, он как робот — ни за нас, ни за них? Щелбан дал… Правда, я первый начал. И с печатниками в ладах. Будем считать его в «плюсовых». В конце концов, вреда от него пока не было. 6. Ящерица. Зачем ее придумали? Это символ? Знак? Да, это знак. Какой? Что он нам дает? Запишу пока в «Ни то, ни се». 7. Почему именно меня оставили? В чем связь? Может, я заложник? Тогда меня должны спрятать и охранять. Условия выдвинуть (Леха представил, что ему уготована особая роль в этом деле и ощутил что-то сродни чувству миссии). 8. Теперь аквамарин, — продолжил он после некоторого перерыва. — Да, аквамарин! — Леха перекинулся мыслью в начало сегодняшнего путешествия.
И в этот момент острой стрелой его пронзила догадка.
Подобно Робинзону Крузо, Леха разделил лист на две части: «За нас» — «Против нас»
— Как же я сразу не просек! Как же я не допетрил! Засунув блокнот в карман, он ловким движением водрузил на место портрет и что было сил рванул в отсек.Д. Только бы ничего не случилось, только бы тот тип на троне не стибрил его камешек! До Лехи лишь теперь дошло, что его не катапультировали вместе с Игорем и Чарли по одной простой причине: он по-те-рял ули-ку! Отсек встретил его уныло: то же дверьё, тот же мрак. Дверь с ящерицей была приоткрыта, камешек сидел на месте. Это и показалось Лехе подозрительным. «Вынимать или не вынимать? — придержал он себя. — Вынешь — вышвырнет. И крындец приключению. Не вынешь — есть шанс попасть в печатню. Печатня! Так я с ним туда уже ходил! Почему же меня сразу не выкинуло? Значит, им надо было, чтобы я потаскался здесь? А потом дядька на троне с нами разговаривал, как будто он все знает! А вдруг аквамарин — это «жучок»? Камешек-то был при мне все время. Или глазок? И с помощью этой штуки Медиум подслушивает разговоры, подсматривает нашу жизнь? Иначе откуда он про все так хорошо осведомлен? Такое впечатление, что он даже в курсе, какого цвета штаны были на мне с утра.
Леха медлил. «Не возьму — все равно когда-нибудь вылечу. Только булыжник потеряю. С другой стороны — на фиг мне плутать по этому дверятнику?» Леха подтянул штаны и, пристроив блокнот в безопасное место, чтобы не потерять его при выкидоне, приготовился к торжественному извлечению улики из замка. Посветив фонариком, он приладил руку к точке вероятного нажима, сгруппировался, зажмурил глаза, поддел камень и…
А ничего не произошло. Только дверь хрястнула и захлопнулась. На всякий случай Леха еще раз вложил камешек в ящерицу — дверь раскрылась. После третьей пробы ему стало скучно. От нечего делать он переступал с ноги на ногу, слушая, как поскрипывает половица. Но ничего не происходило. Трон пустовал, и все напоминало разобранные декорации. Как в театре: из зала видишь лес, дворец, а подойдешь ближе — кусок фанеры. Леха взгромоздился на трон, принял зловещую позу, выдержал паузу и, подражая «Черному челу», заговорил замогильным голосом: — Спецкор Звонарев. Я тебя признал. Ты настоящий противник. С этого момента я тебя учитываю… Дальше у Лехи, как и у хозяина кафе, отказала фантазия, да и жутковато было в этой комнате. Поэтому он слез с трона, достал из ящерицы аквамарин, понаблюдал закрытие двери… И догадался, что пошел отсчет нового приключения. И опять все невероятное происходило именно с ним!
Через некоторое время Лехин бортовой журнал дополнился планом помещения
Леха и сам не понял — обрадовался он этому или нет. С одной стороны, ему нравилось ощущать себя исключительным героем в исключительных обстоятельствах. С другой — он подустал, хотел есть, и даже спать. В общем, он не решил еще, как относиться к случившемуся. «Ну и …? — раскрыл он ладонь с камешком. — Что будем делать?»
В глубине камня замерцал перелив, какого раньше не наблюдалось. «Может, это волшебство? Или это камень исполнения желаний? — тут же сфантазировал Леха. И, выдержав артистическую паузу, брякнул: — Хочу пить, есть и разгадать тайну. Ну разве это много? Разве для такого волшебного кафе это сложно? Лешка Звонарев и здесь оставался мальчишкой, и все происходящее, как и у всех пацанов, моментально превращалось у него в игру, и эта игра пока что была у него, как и у всех мальчишек, основным способом познания действительности.
Леха зажмурился, вытянул вперед руку и выговорил «личное заклинание»: «Чики-пуки, Дай мне в руки Все, что только захочу… Даже то, о чем молчу». Чуть-чуть приоткрыл один глаз. Потом пошире. Потом открыл второй. Откровенно говоря, он не слишком верил, что от этого заклинания что-то изменится в его судьбе, просто по игровым правилам было положено в неразрешимых ситуациях прибегать к чему-то такому. А потом считать, что «сработало». Игра же. Поэтому он оказался не готов к тому, что случилось дальше. А случилось — вы не поверите — вот что.
Пространство поплыло, заколебалось, как в компьютерных деформациях. Леху слегка повело («как на аттракционах в Парке культуры», — успел подумать он), и в следующее мгновение наш пинкертон обнаружил себя сидящим на пуфике, с веером, да еще и по-турецки! Тут был и диванчик, чтобы отдохнуть, и небольшой столик с кофейником, и даже обеденный стол. На вышитой скатерти — тарелка наваристого супа из чечевицы, от нее шел такой ароматный пар, что вздумай кто сейчас унести тарелку, Леха побрел бы за ним, как крыса за волшебной флейтой. Рядом, под крышкой, наверное, гуляш. И главное — никаких портретов! Естественно, первым делом Леха накинулся на еду. — Подумаешь, чудеса, — бурчал он с набитым ртом, чтобы не поддаться изумлению. — Про скатерти-самобранки еще наши предки в лохматом веке знали. Но это еще не все! По стене пробежал голубой луч, и появились слова: «Приятного аппетита!» — О, привет, подруга! — подпрыгнул от радости Леха. — Что сегодня показывать будешь? Какое кино? Только, чур, не хамить, как в прошлый раз, а то аппетит мне испортишь. А у вас здесь прикольно! Нет, ты с кино погоди, вот кофе налью! К кофе были бублики. Леха и их признал как старых знакомых: — Ах, вот где Чарлик бублик надыбал! А мы-то: «Улика, улика!» А это просто бублик! Так бывает: иногда бублик оказывается просто бубликом! И притом очень вкусным! — и Леха хищно впился зубами в круглый бок. — Спасибо тебе, сбытчица мечт! По стене пробежало: «Да на здоровье!» Все складывалось самым замечательным образом. И правильно говорят, что мысль материальна: стоило Лехе нацелиться на позитив, как все вокруг поменялось. И даже Строка проклюнулась, что особенно понравилось Лехе.
— Спасибо тебе, сбытчица мечт! По стене пробежало: «Да на здоровье!«
Заморив червячка размером с питона, он встал из-за стола, и грязная посуда тут же каким-то образом аннигилировалась (растворилась в воздухе). — Эх, вот бы дома так, — мечтательно произнес спецкор, устраиваясь на диване и обмахиваясь веером. — Что-то уже и думать расхотелось… Видать, сытое брюхо не только к учению глухо, — заключил он и икнул. Отложив дурацкий веер в сторону, Леха вытащил из кармана свой бортовой журнал. Порылся в карманах и извлек видавший виды карандаш. Очинить было нечем — воспользовался «старым казачьим способом»: обгрыз до грифеля. Вспыхнул экран: «Мог бы спросить — получил бы очиненный». Леха только отмахнулся. Через некоторое время его бортовой журнал дополнился планом помещения. Белая стена вновь стала экраном, на котором, как в кино, Леха увидел себя в печатне. — Во здорово! Ты все снимала? А скачать запись дашь? А то ведь никто не поверит, что это все вправду было! Его собственные приключения сменились показом того, что Леха знал со слов Игоря и Женьки. Кадры шли в убыстренном темпе, движения были резкими, угловатыми, смешными, как в старых фильмах. — Да, спецэффекты явно слабоваты, да и графика не фонтан, — деловито резюмировал Леха. — Чего это мы, как паралитики, дергаемся? Аппаратура, что ли, древняя? У меня в телефоне камера лучше… Черт, телефон! И точно, ты права была, сосиска речистая — остолоп и есть остолоп! Он достал телефон из кармана. Связь была! Леха быстро настучал номер Игоря. — Звонарева не вызывали? — Леха? Леха, это ты, что ли? — Нет, с вами говорит мой Медиум. — Ну ты даешь! Ты нас чуть до инфаркта не довел. Папа — уже в кафе, рванул за тобой. Дальше пошли какие-то помехи, через минуту Леха услышал взволнованный голос дяди. — Да я тут, в кафе! Вкушаю… В смысле — ем! — успокоил он ГГРа. И показал Строке язык, а она отозвалась: «Вкушаю — слишком манерно». — Здесь клево, — похвалил Леха. Строка сразу ответила: «Спасибо! „Клево” — нет такого наречия. Вероятно, грубый сленг». — Не беспокойтесь, дядь Коль, ща улику надыбаю, и меня к вам выплюнет. «Это на каком языке ты говоришь? — поинтересовалась Строка. — Выплевывать тебя не будем, для начала пожуем!» «Она еще и острит! — погрозил он Строке кулаком. — Посмотрим, кто кого!». А в трубку ответил: — Не-е, дураков больше нет — выскакивать сразу, пусть поуговаривают. Меня, знаете, почему не катапультировало? Я ж улику потерял. «Соображаешь. Возможно, ты не так уж безнадежен», — констатировала Строка и в знак примирения показала коридор и дверь со знакомой перчаткой. Леха поднял вверх большой палец и потряс им: мол, круто. — Дядь. Я в печатню хочу. Мне надо поговорить с ними. Строка тут же переключилась на показ его первого визита в печатню. На экране Еремей как раз говорил свою фразу про ящерицу, — звука не было, но Леха помнил: он тогда еще выпалил их с Пусякиным отзыв: «Конфуций всегда жив!» Первую часть пароля Еремей, разумеется, не знал, но она была столь же замечательна: «Финики созрели». На экране появилось лицо печатника крупным планом. «Вот! Вот оно! Ну, конечно же! Как он сразу не догадался?! Ну, Строка, ну, молодец!» Леха ясно видел, как Еремей, протягивая ему «Ведомости», заменил экземпляр на другой — «менее помятый», как он объяснил. Леха тогда не придал этому значения, и потому забыл. А теперь Строка напомнила! — Есть новая информация! — вскочил Леха.
Доев очередной бублик (на этот раз — с кокосовой стружкой), Леха поставил пустую чашку и встал из-за стола: — Сосиска, прощай! Спасибо за угощение! И за кино тоже! «Заходи еще!» — пригласила Строка. — С удовольствием. Номер комнаты не подскажешь, а то в вашем дверинце и заблудиться можно. «Это тайная комната. У нее нет номера!» При слове «тайная» в Лехе опять шевельнулся дух авантюризма. — Что ж ты раньше молчала, веревка электронная? Тады извиняй за нахальство, но я должен здесь все обследовать. Леха открыл большой старинный резной шкаф. На плечиках висело цирковое трико, тоже старое — в таких выступали клоуны в начале прошлого века. Прислоненные к задней стенке стояли обручи, обтянутые блестящей тканью, полосатые тросточки, на полках — непонятные веревочки и цветные шнурочки, поводок на пять ошейников сразу и сами ошейники. Несколько фарфоровых собачек — Леха видел такие в антикварном магазине. Ставшие хрусткими от времени пожилые афиши были скручены в аккуратный рулон. Разумеется, Леха развернул его! Усатый человек держал в охапке штук пять одинаковых беленьких собачек, а в цилиндре сидела большая трехцветная кошка. Надписи кричали: «Только одно представление! Чудеса дрессировки! Говорящие собаки! Пудель-предсказатель! Собака-медиум показывает будущее! Весь вечер на арене Юрий Волшебкин!» — Сосиска, где ты раньше была? — проворчал Леха, выныривая из шкафа. «Тут, а что?»
Ставшие хрусткими от времени пожилые афиши были скручены в аккуратный рулон, который Леха тут же развернул
Тяжелый альбом в кожаном переплете был набит фотографиями. В фанерной коробке обнаружились потертые на сгибах детские рисунки, картонные медальки, газетные вырезки, самодельные открытки. У Лехиной мамы тоже была такая шкатулка. Там она хранила его первые, коряво написанные синим карандашом, слова «мама», «папа», грамоту об окончании детского сада, письмо из лагеря (глупое: он просил привезти ему сгущенки и спрашивал, скучает ли без него Чарлик), бирочку из роддома и завернутые в бумажку первые волосики. — Извини, подруга, что нагрубил. Тут все ненужное. Точнее, нужное, но не мне. Ничего брать не буду. Это память, я понимаю. Спецкор помолчал, пытаясь понять, что значат или значили все эти вещи для незнакомого ему Юрия Волшебкина, какое отношение может иметь этот человек к делу. — Слушай, поговори со мной. Согласен на лекцию. «Лекции потом», — процитировала Строка. — Да ладно тебе! Не ломайся, проясни непонятки! «Спрашивай. Отвечаю на любые три вопроса». — Сосиска! Ты друг! Я тебя зауважал! — что называется, в творческом импульсе обрадовался Леха. «Не увлекайся „сосисками”, мое терпение может иссякнуть», — отпарировала Строка. Леха знал, что главная ошибка героев всех сказок — попросить в такой момент что-нибудь незначительное, типа нового корыта. «Спросить про печатника? Про „близнеца”? Про живодера на троне?» Но, подумав, он все же выдал самый искренний и заветный вопрос: — Первое, что я хочу спросить: Что с моим Чарликом? Как его вылечить? «А ты его прощупывал?» — ответила вопросом Строка. — В каком смысле? — растерялся Леха. «Это считаем вторым вопросом?» — Нечестно! У тебя тоже вместо ответа был вопрос. «Ладно, соглашаюсь. Ты хотя бы к ветеринару собаку водил?» — Нет, — почувствовал себя круглым идиотом наш спецкор. «Тогда ответ номер один: прощупай пса хорошенько». — И что будет? «Будет второй вопрос. Отвечать?» Взвесив pro и contra, Леха отказался: уточнения ему нужны будут после прощупа.
В ответ на Лехины дифирамбы Бегущая строка изошлась нежными смайликами
— Тогда так. Вопрос номер два. Кто тут главный? Кто хозяин кафе? — с ударением на каждом слове спросил Леха. «Хозяин кафе — известный дрессировщик Юрий Иванович Волшебкин, — невозмутимо заструилась Строка, словно докладывала очевидность типа „2 х 2 = 4”. — Третий вопрос?» — Ни финты себе расклад. Вас что, в школе не учили отвечать развернутым ответом? «Каков вопрос — таков ответ. Считать твой выпад третьим вопросом?» — Ладно, забьем. Какое отношение какой-то дрессировщик собак может иметь к тому челу на троне? Погоди, это не вопрос, я рассуждаю. («Надо вспомнить все с самого начала. Бублик. Дальше. Камешек. Ну, он двери открывает. Статуя. Кто она? Стоп. У тебя один вопрос. Только один. Думай, Леха, думай. Есть!») — Скажи, что связывает бублик, аквамарин, Статую и «Ведомости»? В общем, все то, что мы считаем уликами. Если они, конечно, улики. «Ничего не связывает. Сеанс закончен, всего доброго, спасибо, с вами было интересно». — Как это закончен?! — возопил Леха. «Это уже четвертый вопрос». — Не вопрос, уточнение! — еще громче заорал Леха. Потом осекся и тихо попросил: — Ну что тебе стоит? Дорогая. Красавица. Умница. Принцессочка. Строка изошлась нежными смайликами: «У каждой улики — свой секрет. С помощью бублика можно проходить сквозь стену. Аквамарин — универсальный ключ от всех замков. Статуя обладает даром предсказания, а «Ведомости»… Строка замелькала, заискрилась и стала застенчиво исчезать. — Погоди! Я ж не все спросил! Хочу разгадать тайну печатника! Хочу знать, на фига мне подкинули «близнеца»! Хочу аквамарин понять, зачем он! Хочу… Надпись отчаянно заморгала. Какое-то время на экране были видны только неразличимые пиксели. — Ну вот, завис… — расстроился спецкор. — Стоит только попросить чего-нибудь стоящее — фиг вам, старайся сам. Пиксели на экране подровнялись, откуда-то вынырнуло «Большое человеческое здравствуйте» и сложились слова: «Квота исчерпана». — Это очень, очень грустно. Ведь я даже не знаю, как отсюда выйти. Но тебе, моя принцесса, большое-большое спасибо, — грустным голосом сказал Леха и чуть не всплакнул (для эффекта). «Выход — он рядом». Опа-на. Все 15 дверей аккуратно выстроились в два ровных ряда, и на каждой висела аккуратная учетная табличка с названием. Только сами проемы показались Лехе несколько меньшими, чем оригиналы в коридоре. Это что, дверокопии? «Выход в астрал» — прочел Леха, обходя двереворот. Другая табличка сообщала: «Если бы». Дальше находились: «Створки Времени», «Смыслоскоп», «Лифт», «Печатня». Леха быстро пробежал по коридорчику и переписал эти и другие названия в блокнот. «Увы, наше время истекает», — с грустью объявила Строка. — А как сюда вернуться, в эту комнату? «Никак. Ее нет. Про нее никто не знает. „Чики-пуки” сама находит своих гостей». — Ладно, засиделся я тут. Пойду улику искать! — Нет, не все. Леха взглянул на Строку: — Принцесса, я тебя записываю в «Свои»! Экранчик благодарно подмигнул и погас.
У каждой улики свой секрет. С бубликом можно пройти сквозь стену, аквамарин — универсальный ключ от всех замков, Статуя обладает даром предсказания
Леха открыл дверь «Печатня» и облегченно вздохнул: вот же он, вход в башню! Железного феникса не было. Впрочем, Леха и не жаждал с ним встречаться. Интервью с треском провалилось еще в первое посещение, поэтому наш спецкор, исходя из правила «Во всем ищем позитив», решил сменить жанр и стать агентом тайной разведки. На цыпочках, стараясь не шуметь, короткими перебежками он поднялся в башню, разыскал выход в печатню, приоткрыл дверь и просунул в проем голову. В типографии было затишье. Печатный станок стоял в одиночестве, а четверо работников у длинного, грубо сработанного стола молча разливали какой-то темный напиток из глиняного кувшина. Один из них, что постарше, хлебнул из кружки, довольно крякнул, вытер седые усы и заценил: «Щелбанистый квас!». Затем взял пучок зеленого лука, положил его поверх ломтя черного хлеба и смачно куснул. Другие тоже жевали и пили, тяжело вздыхали. «Да, бубликов тут не подают», — подумал Леха, глядя на их угрюмые лица. — А брательники где? Чего к столу не идут? — спросил старшой. При слове «брательники» Леха насторожился. Почти распластавшись на полу («опять влетит от мамы за грязные джинсы!»), он на четвереньках прокрался в угол и спрятался за верстак. Бесшумно подтащил лежащие рядом пустые ящики, отгородил ими убежище от случайных взглядов. Повозил руками по полу и грязными ладошками натер лицо свинцовой пылью. Осмотрелся, пытаясь найти возможные пути отступления. — На дворе с пунцонами возятся, — ответил кто-то из печатников.
Леха открыл дверь «Печатня» и облегченно вздохнул: вот же он, вход в башню!
При незнакомом слове Леха сразу навострил уши. — Зачем? — удивился седой. — Сказано ведь, три литеры с набора снять. А он их заново лить, что ли, собрался? Ох, смутны, лихи дела. Караре указ государев — что звук пустой. И Еремей туда же — соватажник. «Фотоаппарат! — осенило Леху. — Только бы не разрядился, только бы памяти хватило», — молил он, отключая вспышку и звук затвора. Тут дверь открылась, вошел молодой резчик с ящиком (щелк!). — Вот, нарезали взамен изъятых. — Скинь туда, — махнул старшой в сторону Лехи. Тот едва успел нырнуть под верстак и так тюкнулся макушкой о железяку, что еле сдержался от вопля. — Дернул ведь нас лукавый с этой челобитной, — не унимался седой. — Так ты, Федор Докукин, сам громче всех тогда кричал: «…гражданка супротив славянского шрифта больно убориста, на бумаге экономят, а наборщики должны глаз ломать», — упрекнул его костлявый, заворачивая недоеденный кусок хлеба в чистую тряпицу. — А у тебя, Прошка, погляжу, память больно цепкая, — озлился Федор. — Тебе с одного листа копейку платят, ты и рад. Мы против царя не воруем, а служим верно — вон сколь напечатали по новому-то уставу! — а милостями не больно осыпаны. Так теперь еще и неизвестно, что из этой челобитной выйдет. Как бы заместо прибавки не убавили бы на голову. Двое других работников, что помоложе, так же молча жевали хлеб с луком и в разговор не встревали (щелк!). — Так об чем ты больше печешься, Докукин, — о мошне или о шкуре? — прогремел вдруг, посмеиваясь, прямо над Лехиной головой зычный голос. — Да на кой мне мошна, ежели шкура затрещит? А хоть и так: чем моя мошна провинилась перед казной? Или я дело худо разумею? — Что правда, то правда: Карара твою руку хвалит, говорит про тебя — «мастер», — ответил Прохор. — Карара мне не указ. Я и сам себе цену знаю. Кому и чести довольно, а я не гордый, могу взять и деньгами. Леха успел сфоткать лицо Федора Докукина крупным планом и продолжал щелкать все во всех возможных ракурсах. На дисплее высветилось «Карта памяти переполнена», и тут же чья-то могучая рука извлекла спецкора за шиворот наружу. — Эй, малой, не рано ли на боковую отправился? — принял Леху за подмастерье седой. — Э, да ты не наш! Чей мальчонка? — обратился он к товарищам, поняв, что обознался. — Пустите, дяденька, больно! — пытаясь закосить под дурачка, Леха успел засунуть фотоаппарат в карман. — Мой гонец! — ответил знакомый Лехе голос. — А вот и наш Ерема, — ощерился седой и ослабил хватку. Леха обернулся и увидел своего старого знакомого Еремея. Тот дружески подмигнул ему. — И вовсе я не ваш! — огрызнулся спецкор и вывернулся из-под тяжелой длани. — Ишь, бесенок сопливый, нарывается, — усмехнулся Федор. — Кто таков?
— Алексей Звонарев, газета «Полундра»! — бодро представился спецкор. — Так, Лексей, говори порядок. Леха быстро соображал: видимо, у печатников заведена кодовая фраза, по которой они узнавали своих, цеховых. На этот раз он решил начало пароля не пропускать, поэтому выпалил: — Финики созрели! Докукин ничего не понял и помотал головой: — Врешь. Финики, брат, у восточных купцов в сладком ряду. А мы литерами заправляем. Но его урезонил Еремей. — Отстань, Федька. Ко мне он пришел, по делу семейному. — Знаем ваши дела, — буркнул печатник. — Да с нашими-то никак не сладятся… — Чего мелешь? — отозвался Прохор. — Карара с нами челобитную подписывал. И образчики наборов сделал — залюбуешься. — То-то и оно… Царь-то залюбовался, да, видать, не тем. То, что карарьими литерами тиснуто, не читал. А как прочтет? — Ты вот что, Докукин, ври да не завирайся, коли не ведаешь толку, — осек его Еремей. Под тяжелым взглядом Еремея старшой примолк, но коситься на Леху не перестал. «Финики, гришь».
Поняв, что наблюдательная часть исследования завершена, Леха решил все же вернуться к интервью. — С той газетой неувязочка вышла, гражданин Еремей, — заговорил официальным тоном Леха. — Сказали Ему доставить, кому — не указали. Про ящерицу я вообще не понял. Не объясните? Еремей качнул головой, прерывая список претензий: «Погодь. Пойдем, потолкуем». И повел спецкора Звонарева на край печатни, где стояли высокие наборные столы с деревянными ящиками. Леха заметил железные перегородки, которые образовывали ячейки, а в них — металлические брусочки. «Литеры! — осенило Леху. — Супер! Во трофеи у меня ща будут! Пусякин обзавидуется».
«Литеры! — осенило Леху. — Супер! Во трофеи у меня ща будут! Пусякин обзавидуется»
Еремей протолкнул мальчика за стол, сам встал спиной к цеху, чтобы не видно было и не слышно другим, и тихо спросил: «Что шумишь? Посылку доставил кому следует?» — Так вы ж не сказали, кому, а стражник обещал довести, а сам только за дверь вытолкал! — начал оправдываться Леха, а потом горячо зашептал. — «Ведомости» мой дядя читал, и мы все поняли: там шифр между строк. Это как понимать?
Еремей и ухом не повел, только черные глаза его заблестели, как аметисты. Как ни в чем не бывало, он взял в руки одну из нескольких лежащих на столе дощечек. Краем глаза спецкор Звонарев заметил, что в дощечках были отверстия, какие делают в трафаретах, но проделанные как-то беспорядочно. Или наоборот. Подобную штуковину Леха видел в каком-то детективе, но совершенно не помнил, как ею пользоваться. — А что за… — начал было Леха, но, столкнувшись с суровым взглядом Еремея, тут же пристыл. Еремей молча наложил трафаретку на текст и, все еще не произнося ни слова, кивнул Лехе. Но тот ничего не разобрал, сколько ни всматривался в появившиеся в окошках трафаретки буквы. — Мне отойти надо, — сронил Еремей, увидев, как кто-то вошел в печатню. И послал мальцу взгляд: «Прочти, что тут». Леха кивнул и застыл над трафареткой в полной уверенности, что Еремей специально отвлекает вражеское внимание. Иначе зачем ребусы ему подсовывать? Он дождался, когда печатник отойдет подальше, присел на корточки ради конспирации и стал наблюдать из-за края стола за обстановкой. «А вот и великан», — узнал Леха вошедшего. Еремей тревожно глядел на брата: тот был погружен в какую-то тяжелую думу.
Отверстия в дощечках, похожие на трафаретные, были проделаны как-то беспорядочно
Двери печатни снова с шумом распахнулись. На этот раз, гремя сапожищами, вошли один за другим три рослых гренадера, в треугольных шапках, в зеленых мундирах с красными обшлагами. Двое из них были вооружены короткими ружьями. «Где-то я такие ружья видел, — вспомнил Леха. — В музее! Тогда еще Пусякин ружье потрогал, а вокруг все как загудит!» — Слово и дело государево,— гаркнули вошедшие вместо приветствия. — Личутин Гордей, сын Данилин, по прозвищу Карара! Под арест велено. — А кто вас, носы железные, на него науськал? — грозно пробасил Еремей, выступая вперед. — Погоди, брат, не суйся, — остановил его Карара. — В чем вина моя? — обратился он к служивым. — На допросе разберутся, — отрезал старший по чину и сделал знак рукой самому мордастому. Тот шагнул к печатнику, велел выставить вперед руки и принялся их вязать пеньковой веревкой. «Ни финты себе расклад» — обалдел Леха. Он ждал, что печатник возьмет мордоворотов за шкирки, ударит лоб об лоб, чтоб мозги вышибло, как Леха не раз видел в кино. Но это кино шло не по привычному сценарию: великан не сопротивлялся. «Два бревна вяжут дерево» — представилось Лехе. Так был похож этот печатник на могучий дуб, тот самый, что у Лукоморья, и такие тупые, деревянные лица были у служак. И не было в этой Лехиной мысли ни капли насмешки, только горькое отчаяние от покорности Карары. Но стерпеть такую покорность было выше Лехиных сил. Он решительно разломил шариковую ручку, отшвырнул в сторону стерженек, сунул в рот горсть завалявшихся автобусных билетов, привычно слепил языком один шарик, другой и прицелился в солдат из трубочки.
Гремя сапожищами, вошли три рослых гренадера, в треугольных шапках, зеленых мундирах с красными обшлагами
— Я не преступник, — громко произнес Карара, обращаясь ко всем, но сидящие за столом смотрели в сторону, словно их это не касается. Только Прошка ахал да сочувственно качал головой. — А добрые люди так не считают, — кивнул офицер на оторопевшего Еремея. — Написали кому надо про дела твои тайные. А коли ты запираться надумаешь, так заплечных дел мастера тебе живо язык развяжут. — Я не преступник, — повторил Карара, наклонив голову и глядя на связанные кисти, как будто в руку вложена записка. Потом повернул голову и исподлобья посмотрел на брата. — Про Глебова слыхал? — и, обращаясь уже к кому-то из служак, офицер засмаковал с явным удовольствием: — Майор, что повадился царицу бывшую Евдокию Лопухину в монастыре навещать, полюбовник и пес ее верный, и предатель государев — в услужение подался к ее подельникам, что царевича выгораживали. Так он тоже запирался с неделю, пока ему на дыбе язык не развязали. А отдыхать его носили в клеть, где пол весь был утыкан мелким гвоздком остриями наружу. Вона как, — закончил гренадер свою речь, довольный произведенным эффектом. Печатники оробели. Леха прицелился — «Р-раз!» — и плевательная пуля влетела офицеру прямо в ноздрю! Тот засморкался. «Два!» — впечатался следующий снарядец в треуголку прям над его лбом.
«Фотоаппарат! — осенило Леху. — Только бы не разрядился, только бы памяти хватило…»
Еремей устремил горестный взор на брата. Так смотрят, когда предчувствуют, что больше не увидят родного человека. Предчувствуют — и ничего не могут исправить. И взгляд этот излучал такую скорбь, что Лехино сердце вновь вздрогнуло от сочувствия, а в голове застучало отчаяние: «Еремей, что же ты молчишь?».
Карара стоял, нагнув голову, потом поднял лицо и глухо произнес: — Прощай, Ерема… — Ша-а-агай! — солдаты вскинули ружья, встали по обеим сторонам плененного богатыря и повели его из печатни. Офицер придержался: — Да я ж недорассказал, как Глебова казнили! — обратился он вдруг к притихшим печатникам и засмеялся. — Посадили его на особо высокий кол, а чтобы не помер раньше времени, надели на него тулуп, валенки и теплую шапку. Все, кроме Еремея, захохотали. Только забитый батырщик Прошка захлопал слезливыми глазами и стал утирать пот со лба. Леха вздрогнул от услышанного, встал во весь рост: «Три! Четыре! Пять! — выдал он очередью весь оставшийся плевательный арсенал. — Щас ты, фашист проклятый, станешь у меня божьей коровкой!» — но пули кончились, и тогда Леха в приступе жгучей ненависти схватил еремееву трафаретку, замахнулся… Но в этот момент кто-то ухватил его за ухо и с криком: «А ну пшел отсюда, щенок!» протащил огромными кругами через всю печатню и выкинул вон из дверей. «Фи-ни-ки соз-ре-ли!» — кричал пронзительно Леха, чтобы превозмочь боль, слезы и оскорбление.
В приступе жгучей ненависти Леха схватил еремееву трафаретку, замахнулся… В этот момент кто-то схватил его за ухо
От авторов
Наследство: «Личутин Гордей, сын Данилин, по прозвищу Карара» — Леха, конечно, не запомнил все целиком.