Социальный заказ

{menu}














{page_name}



































Эксперимент1, проведенный лицеем, показал, что юные выпускники, несмотря на отсутствие опыта, оказались конкурентоспособными при приеме на работу и получили преимущества по  следующим причинам: они умели делать художественный перевод, составить проспект организации; знали основы макетирования и  верстки, обладали навыком организации выставок, могли оформить стенд и улыбались.

1В эксперименте участвовали 16 выпускников, которые проходили собеседования в компаниях туристического бизнеса и СМИ в конце сентября 2005 года. Девяти выпускникам из шестнадцати работодателями были даны пробные задания, после чего они были приняты на работу. Два человека получили такое приглашение после первого собеседования, а четверым было отказано (названная причина: отсутствие опыта).


Этот раздел адресован квалифицированным родителям

Какого выпускника сегодня «заказывает» социум?

Выполняя социальный заказ родителей, школа вынуждена прицельно вести подготовку ученика к вступительным экзаменам в вуз. Соответственно на практике интересы ученика, общества и школы как  образовательного учреждения совпадают не полностью: профориентация, важнейшая составляющая социальной адаптации выпускника, волей-неволей искусственно ограничивается выбором вуза и подготовкой к нему.
Однако этого недостаточно.

Обращаем внимание уважаемых родителей, что в последние годы рынок труда стремительно меняется, а вместе с  ним меняется и понятие профессиональной компетенции.
Сегодня от специалиста (особенно в областях, связанных с  интеллектуальной деятельностью) требуется большой набор универсальных навыков.
Выпускник, рассчитывающий на дальнейшее продолжение образования и успешную самореализацию в выбранной профессиональной области, должен был информирован о социальном заказе, который предъявляет к нему социум (сообщество, рынок труда, будущая семья).
Поскольку выпускники лицея нацелены на различные виды интеллектуальной деятельности, мы специально изучили этот вопрос на материале рынка интеллектуального труда.

В результате полугодовых усилий был создан примерный «фоторобот», «коллекция качеств успешного индивидуума».

  • Работать с информацией (находить, оценивать, анализировать, систематизировать, интерпретировать).
  • Создавать информацию: готовить внятные, грамотные, логически безупречные и коммуникативно ориентированные тексты в рамках устной речи и письменного (бумажного или электронного) документа.
  • Предъявлять информацию, следуя принятым нормам коммуникативной культуры (набирать тексты, структурировать, делить их на ясные части, разделяя на подразделы, озаглавливать, аннотировать, используя возможности, предоставляемые системами информационных технологий).
  • Управлять информационными ресурсами, уметь переориентировать их в зависимости от поставленных целей.
  • «Изобретать велосипеды» или работать с проблемами: понимать суть проблемы и ее эвристическую ценность, быть готовым решать ее.
  • Сочетать теоретических знания и практические навыки с возможностями, предоставляемыми современным коммуникативным инструментарием (Интернет, мини-типографии, коллективная работа с электронными документами).
  • Наращивать способность к обучению, к работе с саморазвивающимися системами. Эти и другие навыки (например, владение компьютером, работа с графическими редакторами, цифровой техникой на уровне грамотного пользователя) давно являются «минимально обязательными» на рынке труда. Но существует и неписаный «социальный заказ среднестатистического работодателя на определенный тип работника». Не случайно в анкетах, которые используются при рекрутировании специалистов, присутствуют такие графы: «Коротко о вашем характере», «Ваши сильные стороны», «Ваши слабые стороны».

Социальный заказ рынка труда напрямую связан с типом работника, который способен укрепить «иммунную систему» организации, позитивно влияет на климат в коллективе и вооружен девизом «Я с этим справлюсь». Умение находить ориентиры, энергичность и решительность (при соблюдении субординации и корпоративных правил); честность, позитивный настрой; интеллектуальная восприимчивость, умение вести беседу (давать возможность высказаться собеседнику), терпение, помощь другим, отзывчивость, приятный внешний вид — вот социальные характеристики успешного человека.
Понятие «успешность» в сознании работодателя синонимично понятиям «эффективность», «продуктивность», «аккуратность и внимательность».

Таким образом, не только знания, навыки и умение работать с информационными технологиями, но и личностные характеристики, включая черты оптимистического поведения, являются определяющим фактором для дальнейшего успеха выпускника в жизни.




Для иллюстрации приведем анкету, которая используется при приеме на работу
























Фрагмент анкеты, которая используется при приеме на  работу (предоставлена кадровым агентством)

«Социальный заказ» выдвигает и семья, и общество, и сам  человек. Поэтому при размышлении о том, что хотят родители от школы, мы рекомендуем не ограничиваться прагматическими требованиями, а смотреть на проблему шире.

Школа и мир 
Невозможно предположить, что следующие 20–30 лет будут менее бурными, чем предыдущие. Скорость жизни лишь возрастет, а отношения человека со временем только ускорятся. Школьник, юноша, «строящий бытие», должен получить «книгу перемен», набор инструментов, позволяющих ему  ориентироваться в мире и справляться с его постоянными изменениями и  метаморфозами.


Подтверждение гипотезы — модель, на которую ориентирована школа. Поиск истины, на которую направлен эксперимент в науке


1. Разница в ориентирах
Школа по большей части нацелена на достижение индивидуального результата (ученик сдает экзамен, пишет диктант, выполняет домашнее задание, получает аттестат). Мир устроен иначе — «сетевым» образом.
В мире от выпускника требуются такие качества, как умение работать в команде, способность решать задачи, стоящие перед коллективом, и влиять на корпоративные ценности, вести поиск; рисковать и принимать решения, составлять собственные «атласы», не располагая «картой местности», разрабатывать системы и работать с  идеями.
Слово «учиться» в мире приобретает иное значение.





2. Приоритет ограничений

Школа приучает к ограничениям. Мир — расточителен (простейший пример: повсеместное распространение одноразовых предметов). Будущее — за веком ограничений. Задачи сохранения экологии и экономии ресурсов рано или поздно приведут к жесткому утверждению соответствующих приоритетов. Что мы имеем в виду под «ограничениями»? Сохранное отношение к вещам, природе и предметам, начиная с предметов быта; умение «продлить жизнь вещи»; желание сохранять и приумножать, а не «бросать и  начинать», чем явно характеризуется современная жизнь.
В этом плане семья и школа несут немалую ответственность перед обществом, потому что имеют возможность действенного влияния на ситуацию. Это и воспитание привычки к работе без излишеств, умения доводить начатое до конца, и обучение дозированию привлеченных ресурсов, и даже «экология» текста (отказ от заимствований, требования лаконичности). И  прочие очевидные, на первый взгляд, вещи. Сам уклад в семье и школе должен этому способствовать.





3. Необходимость работы с  противоречиями

Школа, в силу практической необходимости, функционирует как разложенная по полочкам система, где все определено и задано: рамки деятельности и алгоритмы решения задач. Мир, напротив, хаотичен, устроен «гипертекстовым образом» и полон неравновесия. Как с этим быть? Предлагаемый ответ: учить ребенка работать с противоречиями, готовить его к тому, чтобы воспринимать их как  естественные стороны процесса, вводить практику работы с идеями, проблемами, учить анализировать противоречивые явления.





4. Структурирование информации

Потоки информации в школе структурированы, в мире — разрозненны. Проблемой становится не «найти информацию», а выбрать, систематизировать ее, разбираться в потоках и отсеивать ненужное. «Учиться» означает не только «получать сведения», выработанные предыдущими поколениями, но также и находить новые системообразующие знания во всевозрастающем потоке информации, не утрачивая при этом нравственных ориентиров.
Востребованные специалисты (как было сказано выше) обладают набором «смежных навыков», квалификация работника определяется вниманием к деталям, умением различать нюансы. Все это обычно приобретается «пó том и опытом», а может закладываться в детстве.





5. Школа vs наука и  практика

Экспериментальная работа в условиях школы, даже с максимально возможным приближением к подлинной научной деятельности, существенно отличается от научного эксперимента с его целями и инструментами. Подтверждение гипотезы — модель, на которую ориентирована школа. Поиск истины, на которую направлен эксперимент в науке. Как же избежать в  школе эффекта теоретического плавания на суше?
Здесь невозможно переоценить фактор личного примера и трансляции образа жизни. Сценирование встречи ученого и ученика принципиально отличается от традиционного сотрудничества учителя и ученика. Как правило, ученый не обладает педагогическими компетенциями; совмещение того и другого — случай редкий. Поэтому перед администрацией лицея стоит в высшей степени сложная задача: создать такие условия, при которых трансляция опыта и образа жизни ученого будет плодотворной.





***
Речь идет не об «улучшении имеющейся ситуации», чем мы  постоянно занимаемся, а о проектировании нового образовательного ядра. Новое содержание образования должно быть связано с жизнью в непрерывно меняющейся среде, необходимостью управлять временем, работой в сетевых сообществах, решением задач с «неизвестными», число и взаимоотношения которых в процессе решения неоднократно меняются.


https://lgo.ru/lyceum/vipusknik.htm