| {menu} |
{page_name} |
1В эксперименте участвовали 16 выпускников, которые проходили собеседования в компаниях туристического бизнеса и СМИ в конце сентября 2005 года. Девяти выпускникам из шестнадцати работодателями были даны пробные задания, после чего они были приняты на работу. Два человека получили такое приглашение после первого собеседования, а четверым было отказано (названная причина: отсутствие опыта). |
||
Какого выпускника сегодня «заказывает» социум? Обращаем внимание уважаемых родителей, что в последние годы рынок труда стремительно меняется, а вместе с ним меняется и понятие профессиональной компетенции. В результате полугодовых усилий был создан примерный «фоторобот», «коллекция качеств успешного индивидуума».
Социальный заказ рынка труда напрямую связан с типом работника, который способен укрепить «иммунную систему» организации, позитивно влияет на климат в коллективе и вооружен девизом «Я с этим справлюсь». Умение находить ориентиры, энергичность и решительность (при соблюдении субординации и корпоративных правил); честность, позитивный настрой; интеллектуальная восприимчивость, умение вести беседу (давать возможность высказаться собеседнику), терпение, помощь другим, отзывчивость, приятный внешний вид — вот социальные характеристики успешного человека. |
|
Для иллюстрации приведем анкету, которая используется при приеме на работу
|
|
|
| «Социальный заказ» выдвигает и семья, и общество, и сам человек. Поэтому при размышлении о том, что хотят родители от школы, мы рекомендуем не ограничиваться прагматическими требованиями, а смотреть на проблему шире. Школа и мир Невозможно предположить, что следующие 20–30 лет будут менее бурными, чем предыдущие. Скорость жизни лишь возрастет, а отношения человека со временем только ускорятся. Школьник, юноша, «строящий бытие», должен получить «книгу перемен», набор инструментов, позволяющих ему ориентироваться в мире и справляться с его постоянными изменениями и метаморфозами. |
Подтверждение гипотезы — модель, на которую ориентирована школа. Поиск истины, на которую направлен эксперимент в науке |
| 1. Разница в ориентирах Школа по большей части нацелена на достижение индивидуального результата (ученик сдает экзамен, пишет диктант, выполняет домашнее задание, получает аттестат). Мир устроен иначе — «сетевым» образом. В мире от выпускника требуются такие качества, как умение работать в команде, способность решать задачи, стоящие перед коллективом, и влиять на корпоративные ценности, вести поиск; рисковать и принимать решения, составлять собственные «атласы», не располагая «картой местности», разрабатывать системы и работать с идеями. Слово «учиться» в мире приобретает иное значение. |
2. Приоритет ограничений Школа приучает к ограничениям. Мир — расточителен (простейший пример: повсеместное распространение одноразовых предметов). Будущее — за веком ограничений. Задачи сохранения экологии и экономии ресурсов рано или поздно приведут к жесткому утверждению соответствующих приоритетов. Что мы имеем в виду под «ограничениями»? Сохранное отношение к вещам, природе и предметам, начиная с предметов быта; умение «продлить жизнь вещи»; желание сохранять и приумножать, а не «бросать и начинать», чем явно характеризуется современная жизнь. В этом плане семья и школа несут немалую ответственность перед обществом, потому что имеют возможность действенного влияния на ситуацию. Это и воспитание привычки к работе без излишеств, умения доводить начатое до конца, и обучение дозированию привлеченных ресурсов, и даже «экология» текста (отказ от заимствований, требования лаконичности). И прочие очевидные, на первый взгляд, вещи. Сам уклад в семье и школе должен этому способствовать. |
3. Необходимость работы с противоречиями Школа, в силу практической необходимости, функционирует как разложенная по полочкам система, где все определено и задано: рамки деятельности и алгоритмы решения задач. Мир, напротив, хаотичен, устроен «гипертекстовым образом» и полон неравновесия. Как с этим быть? Предлагаемый ответ: учить ребенка работать с противоречиями, готовить его к тому, чтобы воспринимать их как естественные стороны процесса, вводить практику работы с идеями, проблемами, учить анализировать противоречивые явления. |
4. Структурирование информации Потоки информации в школе структурированы, в мире — разрозненны. Проблемой становится не «найти информацию», а выбрать, систематизировать ее, разбираться в потоках и отсеивать ненужное. «Учиться» означает не только «получать сведения», выработанные предыдущими поколениями, но также и находить новые системообразующие знания во всевозрастающем потоке информации, не утрачивая при этом нравственных ориентиров. Востребованные специалисты (как было сказано выше) обладают набором «смежных навыков», квалификация работника определяется вниманием к деталям, умением различать нюансы. Все это обычно приобретается «пó том и опытом», а может закладываться в детстве. |
5. Школа vs наука и практика Экспериментальная работа в условиях школы, даже с максимально возможным приближением к подлинной научной деятельности, существенно отличается от научного эксперимента с его целями и инструментами. Подтверждение гипотезы — модель, на которую ориентирована школа. Поиск истины, на которую направлен эксперимент в науке. Как же избежать в школе эффекта теоретического плавания на суше? Здесь невозможно переоценить фактор личного примера и трансляции образа жизни. Сценирование встречи ученого и ученика принципиально отличается от традиционного сотрудничества учителя и ученика. Как правило, ученый не обладает педагогическими компетенциями; совмещение того и другого — случай редкий. Поэтому перед администрацией лицея стоит в высшей степени сложная задача: создать такие условия, при которых трансляция опыта и образа жизни ученого будет плодотворной. |
*** Речь идет не об «улучшении имеющейся ситуации», чем мы постоянно занимаемся, а о проектировании нового образовательного ядра. Новое содержание образования должно быть связано с жизнью в непрерывно меняющейся среде, необходимостью управлять временем, работой в сетевых сообществах, решением задач с «неизвестными», число и взаимоотношения которых в процессе решения неоднократно меняются. |