Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться

Лицейские вехи

Из истории лицея
Это только внешне все школы похожи: уроки, перемены, соревнования, каникулы. На самом деле каждое учебное заведение имеет собственный неповторимый облик, свой дух, отличается «лица необщим выраженьем». Определяют его объединяющие детей и педагогов традиции, без которых любая, даже самая продвинутая школа, — всего лишь место, где дети отбывают томительные часы, получая знания по тому или иному предмету

Московский Культурологический лицей № 1310 открыт на основании Приказа Московского городского комитета по народному образованию «Об открытии государственно-общественных учебных заведений в системе образования г. Москвы» № 343 от 27 августа 1991 года. В составе лицея предусматривались классы философско-филологического направления. В основе обучения лежала работа с оригинальным текстом (не только по гуманитарным, но и по естест-веннонаучным дисциплинам). По одним и тем же предметам читались «альтернативные курсы» (например, «обычная математика» и «с уклоном в историю и философию математики»). Удачно осуществлялось импортирование вузовских форм проведения занятий в школьную систему. Лицей в те годы считался одной из лучших школ.

«Мы рассматриваем культуру не как застывший набор знаний и символов, но как единый живой организм, развитие которого происходит постоянно, здесь и сейчас. Мы стараемся сформировать у лицеистов не  пассивно-созерцатель-ное отношение к культуре, но отношение активное, творческое, позволяющее человеку жить в контексте определенного культурного пласта и участвовать в его созидании. Классическое образование в сочетании с современными технологиями, сумма знаний о том, что было, и умение работать с тем, что есть, и является тем инструментом, с помощью которого можно строить то, что будет. Строим вот». Из Программы Культурологического лицея № 1310.





Первый выпуск лицея. 1992 год 

В 1994 году в лицее по инициативе молодых педагогов был организован редакционно-издательский отдел. Сначала стали выпускаться «Ученые записки», а потом — журнал «Дядька. Лицейский смотритель». Постепенно учебный процесс был в значительной мере переориентирован в сторону решения исследовательских задач на основе проектных технологий. Со временем редакционно-издательский отдел превратился в издательство, и учебный процесс получил мощную инфраструктуру.





Фото на память. 1994 год 

С 1997 года на базе лицея организована редакция журнала «Лицейское и гимназическое образование». С этого времени и по сей день ЛГО распространяется по всем школам, лицеям, гимназиям и педагогическим вузам столицы по программе обязательного комплектования библиотек. На этом этапе развития лицея учебный процесс стал в значительной мере ориентироваться на задачи медиаобразования в сочетании с повышенной гуманитарной подготовкой. Журнал «Лицейское и гимназическое образование» фактически стал официальным печатным органом Школиздата. Это единственное профессиональное педагогическое издание России, которое выпускается обычной школой. Кроме того, ежегодно выходят в свет дайджест «Избранные страницы школьной прессы » и «Пресс-портфолио», в котором освещаются тенденции развития школьных СМИ за текущий сезон.





Мы — лицеисты. 1996 год 

Педагогические технологии, позволяющие осуществлять столь популярные теперь сетевые проекты, — иные, чем «в классе», но и они должны учитывать возрастной состав и специфику школьной аудитории. Один из примеров таких технологий — «Спецвыпуск по Сети» (школьный журнал, собираемый посредством сети Интернет). Проект дает возможность поднять работу школьного пресс-центра (профильного класса, учебной группы) на качественно новый уровень. Проводится с 2007 года, и количество участников только растет.





С 2001 года на базе лицея при активной поддержке Департамента образования города Москвы проводится ежегодный открытый Конкурс школьных изданий «Больше изданий хороших и разных». Школьная пресса является уникальным источником сведений о том, что на самом деле происходит сегодня в российской педагогике — и в этом особая значимость проекта.

Активная издательская деятельность лицея создала предпосылки для профильной издательской и журналистской ориентации учебного процесса (при сохранении повышенной гуманитарной подготовки). Поэтому с 2002 года открыты профильные старшие классы. Направления: медиатехнологии (специализации: видео, web, проектные, цифровые и PR-технологии); журналистика (специализации: фото, web, репортажная).

В 2006 году на базе лицея открыта городская экспериментальная площадка «Школьное издательство как образовательный проект». Задача: выявление перспективных путей развития школьной прессы, отработка моделей работы с издательскими системами. Официально в инновационное поле включены 12 школ, однако этим числом пространство эксперимента не ограничивается — реально в нем участвуют более 200 столичных учебных заведений.




Тогда же начал работать Портал школьной прессы России (http://portal.lgo.ru), и организация учебного процесса дополнилась сетевыми технологиями. В настоящее время это один из самых больших, ежедневно обновляемых образовательных ресурсов Сети, реализующих систему электронного Портфолио школы, в состав которого входят учебные проекты, документы школьных издательств, образцы творческих работ, рисунки, фотографии. Для этого каждое учебное заведение, участвующее в проекте «Школьная пресса», получает на Портале свое «рабочее пространство». В лицее создана единственная в России библиотека школьных изданий, проводятся исследования тенденций развития школьной прессы, собран банк данных о школьных издательских проектах, разработаны программы профильной подготовки школьников.

Тематика Портала школьной прессы не ограничивается школьными СМИ. Здесь собираются крупные проекты, связанные с педагогической миссией школы, медиаобразованием, инновациями в области сетевых технологий. Ведутся исследования, организуются межшкольные акции, проводятся дистант-сессии, онлайн-уроки и семинары. Многочисленные сетевые проекты направлены на поддержку школ, ведущих издательскую деятельность.

Педагогическая составляющая в сетевых технологиях подкрепляется технической — в лицее созданы сетевые инструменты, позволяющие быстро и легко, «не выходя из класса», работать в Сети. Включение издательских и сетевых технологий в учебный процесс подразумевает использование элементов этих технологий во всех учебных предметах на обычных уроках.





Форматирование текстов; ранжирование шрифтов заголовков, преамбулы и основного текста; унифицирование равнозначных структурных элементов материала; создание «правильных таблиц»; расстановка подрисуночных подписей, приведение фотографий и рисунков к единому формату, подсчет количества знаков для того, чтобы «написать под  объем», — все это необходимо в любой области интеллектуальной деятельности. И впрямую относится к теме «культура работы с материалами», которая в педагогической среде находится в большом ущербе. Не только ученик, но и «среднестатистический учитель» затрудняется в  правильном оформлении текстов, не может не то что структурировать информацию, а просто аккуратно ее оформить и внятно изложить свои мысли. Поэтому и поставлена задача изобретения таких методов, которые позволяли бы обучить подготовке материалов к публичной презентации.

В 2007 году лицей стал победителем Приоритетного национального проекта «Образование», проводимого под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации, и вошел в первую пятерку общеобразовательных учреждений столицы, внедряющих инновационные образовательные программы.

В сентябре 2008 года с целью реализации Городской целевой программы развития образования «Столичное образование — 5» было открыто новое структурное подразделение — Ресурсный центр «Школьная пресса».





Ресурсный центр призван обеспечить приведение традиционных педагогических задач в соответствие с современными прикладными технологиями, создание эффективной системы обобщения и распространения нового педагогического опыта.

© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета