Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться


Физбука и рэперские штаны

Ольга Геннадиевна Гладченко
Учитель физики высшей квалификационной категории, имеет опыт работы в лицее
(в том числе заместителем директора по эксперимен-тальной работе), гимназии, частной школе, Медицинской Академии им. Сеченова, Ростовском государственном университете. Окончила Ростовский государственный университет по специальности «Физика». Ленинский стипендиат. Стаж работы в системе образования 20 лет, в лицее — с 2003 года. Имеет грамоты и благодарности от Департамента образования города Москвы в сфере экспериментальной деятельности «Школьная пресса России» и за подготовку учащихся к физическим олимпиадам и конкурсам. Некоторые ученики Ольги Геннадьевны по результатам олимпиады были зачислены в МГТУ
им. Баумана и на физический факультет МГУ. В свободное от работы
время ведет активный и спортивный образ жизни.


Физбука?

Мы все помним свою первую азбуку, по которой учились читать.
А — арбуз или аист, Б — бабочка или барабан…
А что вспомнится применительно к физике? Если вспомнится достаточно, значит, знания прочные. Очень многие учащиеся говорят, что физику пропускать даже по болезни нежелательно, поскольку им сухой язык учебника непонятен. «Физбука» — это попытка сказать о сложном предмете простыми словами, словами учеников. Приятно, что во время «голосовалки» на лицейском сайте ребята подбирали и «физические» слова:
А — Архимед, атом, амплитуда.
Б — барометр.
В — вакуум, ватт.
М — молекула.
Н — Ньютон, нейтрон, напряжение.
Правда, один особо отчаявшийся ученик на букву Н написал: «Ничего не понимаю по физике». Вот для того, чтобы было понятно, и необходима моя миссия учителя.

«Нет совершенно одинаковых людей, а молекулы одного и того же вещества абсолютно одинаковы. Зато структура разных веществ существенно отличается друг от друга. Строительный материал веществ очень мал. Молекула во столько раз меньше яблока среднего размера, во сколько яблоко меньше Земного шара.
Молекулы, как и атомы, можно „увидеть” только в современные
электронные микроскопы».
Макарова Женя, 8 класс






Почему физику считают сложной

Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требуют развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать.
Физика заставляет думать, причем задействует оба полушария мозга: правое и левое, развивая одновременно и логическое, и образное мышление.


Реши задачку
Если честно, то я не могу похвастаться, что решу любую задачу: некоторые приводят меня в тупик, в замешательство. Сначала я этого стеснялась (а вдруг ученики узнают?). А сейчас понимаю: это нормально. Более того, я тоже учусь, как ученики, только у нас разные уровни. Например, простая задача: «Сколько времени нужно, чтобы взять со стола кусок хлеба?». Ответ «30 секунд» неверный, ибо возможна ситуация, когда у стола сидит голодный лев.

Списать решение

Это мое творение: «Зима, крестьянин, торжествуя…».
Что? Не так??? Да мы с классиком мыслим одинаково, рядом сидели, вместе писали…
А почему я должна верить в самостоятельность решения задачи? Если там сидят одинаковые ошибки… Ведь плагиат — он и в физике плагиат. Лучше сделать неправильно, чем списать. Когда кормят сказкой «ну не получилось, я не понял, а показать не могу, потому что делал в черновике, а черновик выкинул», то «кушать» такую сказку не хочется.
Как-то одна лицеистка сказала: «Когда вы меня называете умницей, я понимаю, что сделала неверно».
А как же не умница? Она думала, она делала, и только одна ошибка привела к неверному результату. Лицеисты еще молоды и не берегут свое время. Мне, честно говоря, жаль тех усилий, которые многие тратят на списывание чужих мыслей, часто неправильных.
Рэперская физика

Сейчас этот ребенок уже заканчивает вуз. А когда он был в 8 классе, его мама на родительском собрании попросила меня поговорить с сыном, чтобы он надевал под джинсы теплое белье.
Я в недоумении: «Я-то здесь причем?» — «А при том, — объясняет мама, — что сын ссылается на учебник физики». Мальчик довольно четко объяснил родителям, что у воздуха плохая теплопроводность, поэтому и двойные рамы изготавливают для того, чтобы дома было тепло. Если же между его ногами и широкими рэперскими штанинами будет воздух, то, так как у воздуха плохая теплопроводность, мама может не беспокоиться: сын не замерзнет.

А теперь взяли в рамочку и написали, что так нельзя

Есть ошибки, которые повторяет не одно поколение. И мы их тоже совершали.
Задача: «Из пункта А в пункт Б ехали со скоростью 50 км в час, обратно — со скоростью 60 км в час. Найти среднюю скорость на всем пути».
Ответ «55 км в час» — неверный, так как для средней скорости необходимо знать весь путь и все время.
Задача: «Двигаясь со скоростью 10 м в секунду, тело остановилось через 10 секунд. Найти тормозной путь». Наиболее быстрые «умницы» выдают ответ: 100 м. Для таких просто необходимо взять в рамочку формулу S= Vt и написать «Низзя». А почему нельзя? — Да потому что скорость менялась.

Чтобы ваши ожидания совпадали с вашим получением

Физику в лицее изучают на базовом уровне — два часа в неделю. Для профильного уровня этого времени крайне недостаточно, так что вывод многих формул просто опускается. Тем не менее важно знать их смысл. Так, для основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов трехмерность пространства определена множителем 1/3.
На вопрос: «В каком мире мы живем?» — я ожидала естественный для физика ответ: «В трехмерном». Но лицеист, тяжело вздохнув, ответил: » В сложном, очень сложном…»

Холодильник в учительской
Это сейчас он большой. А когда-то его размеры были значительно скромнее. Но торты там были всегда. И еще чай в учительской за круглым столом во время большой перемены. Кошмар для фигуры!
Потенциал и потенция


И то и другое — возможность. Учимся отличать потенциальную энергию от кинетической.

Про русалку

Задача про преломление света.
Ее смысл — показать, как мы видим из-под воды. Идея: построить луч, который попадает в глаз русалке, и она видит яблоко на яблоне.
Все старательно строили луч падающий и луч преломленный. И лишь Антон задание понял совсем не так. На его рисунке было все, что полагается сексуальной русалке, только не было хода лучей. Думаю, из него получится хороший военврач, нарисовал он все четко.

Про погрешности

Есть такой анекдот. Математик говорит физику: «Давай я научу тебя таблице умножения, запоминай: 5&times5=25, 6&times6=36, 7&times7=…».
Физик: «Это просто: 47».
Математик: «Но это же не так».
Физик: «Но это же почти так».

Любое измерение — это всегда «почти»; в любом измерении прячется погрешность, связанная как с прибором, так и с самим экспериментатором.

Посмотрите на эту руку

Честно могу сказать, что правило буравчика мне удалось постичь не сразу. Не люблю его. Я женщина, и представить себе, куда будет двигаться шуруп с правой нарезкой, если его вращать по часовой стрелке…(брр, зачем меня мучить?) Но так как я не только женщина, а еще и учитель, то объяснить смогу и даже предложу альтернативу: правило правой руки. Есть еще и правило левой руки, и вот когда мы их начинаем применять…
Был у нас такой лицеист. Дима. Сейчас на третьем курсе, если не ошибаюсь, будущий социолог. Его одноклассница Женя у доски подставляет руку по рисунку (не помню сейчас, верно или нет).
Мой призыв: «Посмотрите на эту руку. Что скажете?»
Дима (мечтательно): «Прекрасная рука…»

Учителя физики и др. коллеги

Я не знакома с моими предшественниками-физиками, хотя от коллег слышала немало теплых слов в их адрес. Это Пентин и Яркова. Спасибо им. Первый человек, который пришел со мной знакомиться, когда я поступила работать в лицей, — это наш физрук Чикин Анатолий Викторович. Затем — химичка Наташа Городилова (для детей Наталья Артуровна), с ней мы дружим до сих пор. Вообще отношения межличностные в лицее особенные, теплые, человеческие. Я это поняла, когда попала в больницу. Мне звонили, меня навещали. Лицей — как семья. Тебя любят, принимают такой, какая есть, могут сказать все без прикрас, даже нелицеприятные вещи (в семье всякое бывает). Случалось, что и ругалась с коллегами. Но особенность отношений в учительской такая, что «ходить с фигой в кармане» просто не получится.
А если получится, то очень недолго.

Другим манером

Есть такая замечательная книга «Старая кухня России». Автор — Елена Молоховец. Там для каждого блюда указан альтернативный способ приготовления. Называется «другим манером».
Так и у каждой более-менее интересной задачи по физике есть разные способы решения. Особенно это проявляется в 9 классе при изучении кинематики. Специально прошу выполнить решение хотя бы двумя способами, один из них графический. Этот замечательный способ позволяет вообще не учить формул по кинематике, заменив их построением графика зависимости скорости от времени.

А если говорить о способах решения с юмором, то можно вспомнить классику.
Задача: Определить высоту здания.
Ученик: Это несложно, нужно только воткнуть палку в землю, измерить высоту палки, длину тени от палки и от здания и, используя подобие треугольников…
Учитель: А по-другому?
Ученик: Сбросить с крыши камень, засечь время падения, использовать формулу для свободного падения.
Учитель: А иначе? Используя барометр…
Ученик: Сбросить с крыши барометр, засечь время падения.
Постскриптум: В 7 классе барометр не сбрасываем, просто с ним в руках катаемся в лифте.

Молекула крупнее слона

Про «землекопа и две трети», когда лежал «несчастный землекоп без ног, без головы», знают все. А вот при решении задачи по физике важно не только получить результат, но и оценить его достоверность. Если ошибиться в расчетах, то можно получить молекулу крупнее слона. Поэтому физик, даже начинающий, обязан проверить на правдивость любой результат.
Приятно ощущать, что удалось этому научить.

Когда в прошлом году семиклассники придумывали задачи и одна умница произнесла: «Тракторист весом 2 кН», меня порадовал возмущенный вопль половины класса: «Чем ты его кормила?!» (двухсоткилограммовый тракторист — пожалуй, это слишком…).

Продать пятерку

Иногда я продаю пятерки. Нет, денежные купюры тут ни при чем. Оплата разумными ответами. А что? Мне не жалко.
Особенно если за дело. Если первый сообразил. Если смог ответить на подковырку-каверзу. Если смог что-то этакое.
Если смог свои знания применить в нестандартной ситуации.
– С какой скоростью нужно бежать по воде, чтобы не утонуть?
(С первой космической — 7, 8 км/c)
– Почему, когда начинает идти снег, то сразу становится теплее? (Процесс кристаллизации идет с выделением теплоты.)
– Сварится ли курица в бане? (Нет, пар в бане не является насыщенным).
Таких задач можно выдать массу. Мы называем их «вкусными».

Нарочно не придумаешь

Учитель: Человек — это рычаг или нет?
Ученик: Конечно))) У него есть плечи.
Голос из класса: Не забудь про точку опоры.

Работа не волк…
А произведение… А=FS

Учитель: Можно ли свободное падение считать равномерным движением?
Ученик: Конечно!
Голос из класса: Ну да! Кирпичи падали с крыши медленно и торжественно…

Блеск и нищета

Чтобы описать реальность, нужна модель. Идеальный газ, замкнутая система отсчета, инерциальная система отсчета, планетарная модель атома.
Объясняю, что любая модель обладает недостатками. Так, блеск планетарной модели атома Резерфорда — наличие ядра в атоме.
Нищета — в том, что, согласно классической физике, падение электрона неизбежно в процессе движения вокруг ядра. В ответ в классе раздается смешок — зарубежную классику лицеисты знают («Блеск и нищета куртизанок»).

Вот атом, который построил Бор

Вольный перевод В. Турчина

Вот атом, который построил Бор.
Это — протон,
Который в центр помещен Атома,
Который построил Бор.
А вот электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещен Атома,
Который построил Бор.
Вот мю-мезон,
Который распался на электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещен Атома,
Который построил Бор.
А вот пи-мезон,
Который, распавшись, дал мю-мезон,
Который распался на электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещен Атома,
Который построил Бор.
Вот быстрый протон,
Который в ударе родил пи-мезон,
Который, распавшись, дал мю-мезон,
Который распался на электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещен Атома,
который построил Бор.
А вот беватрон,
В котором ускорился тот протон,
Который в ударе родил пи-мезон,
Который, распавшись, дал мю-мезон,
Который распался на электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещен Атома,
который построил Бор.
А вот дополнительность.
Это закон,
Который Бором провозглашен.
Закон всех народов, Закон всех времен,
Успешно описывающий с двух сторон
Не только — протон и электрон,
Но также нейтрон,
Фотон,
Позитрон,
Фонон,
Магнон,
Экситон,
Полярон,
Бетатрон,
Синхротрон,
Фазотрон,
Циклотрон,
Циклон,
Цейлон,
Нейлон,
Перлон,
Одеколон,
Декамерон.
И, несомненно, каждый нейрон Мозга,
Которым изобретен
Тот замечательный беватрон,
В котором ускорился тот протон,
Который в ударе родил пи-мезон,
Который, распавшись, дал мю-мезон,
Который распался на электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещен Атома,
который также построил Нильс Бор!


© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета