В таких деталях история семьи, конечно, не могла сохраниться — просто некому еще было тогда ее фиксировать, да и никакой «культуры дневников» не было, тем более среди простолюдинов.
«Дневниковая культура» — это культура ведения дневника.
Дневник (от слова «день») — это литературное произведение в форме регулярных записей, современных описываемым событиям.
Дневник изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и чувств пишущего. Эти свойства придают дневнику интимность, лиричность, страстность интонации, с какими трудно сравняться другим, более объективным жанрам.
История дневниковой формы — это история её изменения в авторском и читательском сознании — от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания.
Как литературная форма дневник открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа или автора. Этим пользовались многие авторы, и в литературе появились «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя, «Дневник лишнего человека» И. Тургенева, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М. Лермонтова.
Историю дневниковой формы условно можно разделить на следующие периоды:
1. Дохристианская Русь. В литературе этого периода присутствуют лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных.
2. X–XVI века. На Руси получают распространение дневниковые литературные произведения разных жанров. Это «хождения», путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском…».
3. XVII век. Жанр продолжает развиваться. Однако эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.
4. XVIII — начало XIX века. Само понятие дневника сформировано, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок. Например, «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712».
5. XIX — начало XX века. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника.
6. XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе.
Под конец ещё одно определение:
Дневник — подневная запись тех поступков и мыслей, о которых записывающий может вспомнить не краснея.
Источники: Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова
Сводная энциклопедия афоризмов
Редактор-арбитр Лариса Боброва |