|
Должностные инструкции
Составной частью Устава редакции могут быть должностные инструкции сотрудников редакции. Во взрослых редакциях они устроены примерно так.
Редактор, главный редактор
|
 |
|
|
На него возлагаются общие вопросы руководства и управления: утверждение планов работы, постановка целей и задач редакционной деятельности, определение тематики номеров, контроль решений, оценка труда отдельных сотрудников и всей редакции в целом
.
Его задача — последовательно отражать в рубриках, разделах и отдельных публикациях заложенные в концепции цели и задачи издания. Для этого он планирует номера, наполняет их и редактирует, занимается оценкой и исправлением верстки. Главный редактор, как правило, ведет планерки. В связке с ним работают заместитель (заместители) и ответственный секретарь.
|
|
|
Заместитель главного редактора
В случае необходимости замещает главного редактора. Руководит выпуском номера: определяет главные темы, основные иллюстрации, проводит совещания по оперативным вопросам. В соответствии с распределением обязанностей между руководителями редакции отвечает за наполнение той или иной рубрики номера.
|
|
|
Ответственный секретарь
Это один из самых главных людей редакции. Все материалы стекаются к нему в папку. Именно он отвечает за сбор материалов от авторов, передачу их в редактуру-корректуру в соответствии с утвержденным планом номера. Как правило, отвественный секретарь рисует макеты полос и передает их на верстку с указаниями обратить внимание на те или иные детали композиции.
Он руководит ходом верстки номера, отсеживает все этапы прохождения выпуска, координирует все процессы. Следит за отправкой полос в типографию или на множительный аппарат редакции. Проверяет качество печати. Люди, непосредственно занятые в производстве издания, образуют секретариат или дежурную бригаду. Это подразделение часто называют штабом редакции.
Таким образом, на ответственном секретаре лежит обязанность поддержания в коллективе должного порядка и дисциплины, соблюдения требований производственной технологии: в первую очередь, при подготовке рукописей, иллюстраций.
|
|
|
Заведующий (редактор) отдела
Отдел — главное производственное звено редакционного процесса. В школьном издании их может быть два-три — в соответствии с принятой содержательной концепцией. Например, тематические отделы — школьной жизни, спорта, «нашего творчества», любителей природы и путешествий. Но могут быть и функциональные отделы — информации, иллюстраций, справочный, писем. В любом случае, количество отделов и их назначение может варьироваться — по мере развития редакции, возникновения новых тематических направлений.
Возглавляет отдел заведующий (редактор). Он руководит работой корреспондентов и обеспечивает выполнение ими основных плановых показателей: подготовку материалов нужной направленности и требуемого объема. Для этого распределяет между пишущими сотрудниками нагрузку, принимает материалы, редактирует их или возвращает на доработку. Составляет планы-заявки в очередной номер. Естественно, что на должности заведующих назначаются наиболее опытные — хорошо пишущие, осведомленные в тонкостях освещаемых вопросов, в организации труда редакции.
|
|
|
Обозреватель
Творческий сотрудник редакции, пишущий и организующий материалы определенной тематики — под одну или ряд рубрик. Участвует в планировании номеров: готовит заявки на публикацию материалов своей направленности. При необходимости связывается с отделом иллюстраций и обеспечивает к материалу фотографию или рисунок.
|
|
|
Корреспондент
На корреспондентах лежит основная нагрузка по сбору и обработке информации. Часто их называют репортерами, то есть людьми, доставляющими сведения непосредственно с места события или происшествия. Как правило, за корреспондентом закрепляется определенная тематика или комплекс рубрик. В его обязанности входит подготовка материалов по указанной теме — в нужном объеме и в намеченные сроки.
|
|
| Фотокорреспондент |
|
|
Осуществляет съемку сюжетов — по планам редакции или самостоятельно, в качестве репортера. Часто выезжает на место события вместе с литературным сотрудником. От профессионализма и организованности фотокорреспондента зависит качество освещения многих событий: неповторимость момента должна быть передана с максимальной достоверностью и яркостью, что в конечном счете отразится на уровне оформления газеты или журнала.

|
|
|
Корректор
Грамотный корректор — это не просто любой грамотно пишущий человек, он знаток языка, широко образованный человек. Но надо понимать, что это во многом техническая специальность.
Кроме исправления орфографических и пунктуационных ошибок, в обязанности корректора входит сверка текста набора с текстом оригинала, отметка нарушений правил набора и верстки (например, лишних пробелов или неверно поставленных тире, кавычек и других элементов), сверка названий статей с оглавлением, проверка подрисуночных подписей. И еще корректор помечает для редактора смысловые, логические ошибки.
|
|
| Редакционная коллегия |
|
|
Устав редакции может предусматривать редакционную коллегию — совещательный орган при главном редакторе. В новых изданиях, где неизбежно возникает много творческих, организационных вопросов, коллегиальный орган поможет оптимизировать управление, добиться максимальной эффективности труда всех звеньев редакционного процесса. В состав редколлегии (на основании Устава) входят главный редактор и его заместители, ответственный секретарь, финансовый и технический директора, руководители отделов, авторитетные журналисты.

Редколлегией руководит главный редактор, он обсуждает все главные вопросы редакционной жизни: назначение и освобождение сотрудников от должности, перспективное планирование, отчеты руководителей структурных подразделений о проделанной работе, поощрения лучшим и взыскания провинившимся.
Решения редколлегии носят для главного редактора рекомендательный характер. План работы редколлегии разрабатывается заранее, но это не исключает обсуждения оперативных вопросов.
Различаются: редакционная коллегия и редакционный совет. В редакционный совет школьного издания могут войти: директор, завуч школы, выпускники, профессиональные журналисты-шефы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|