|
Типичные редакционные конфликты
Несогласие с оценкой материала
 Одна из наиболее распространенных и болезненных проблем редакционной жизни — несогласие сотрудника с оценкой его материала. Отсутствие четких, формализованных критериев оценки качества творческого труда — специфическая сложность деятельности журналистских коллективов. И поэтому в ответ на замечания редактора по качеству подготовки материала — например, большого количества стилистических огрехов, поверхностной аргументации, нераскрытости темы — корреспондент порой пытается опровергнуть мнение руководителя, заявляя примерно следующее: «А мне кажется, что материал кондиционный, и аргументов достаточно, я давал читать другим — всем понравилось, только вам не нравится». В этот момент важно суметь перевести разговор в конструктивную плоскость.
Займите «взрослую» позицию и отметьте положительные моменты в материале, пусть сотрудник изложит свои аргументы в защиту своего труда — он имеет на это право. Выслушайте доводы журналиста, оцените их с позиции актуальности темы, приемлемости для вашего издания и ваших читателей используемой лексики, приведенных фактов.
|
|
 |
|
Постарайтесь на примере двух-трех грамматических ошибок или погрешностей в словоупотребления показать молодому журналисту, как можно улучшить текст. Постарайтесь убедить автора в необходимости переработки материала, покажите на нескольких предложениях возможные варианты улучшения. Обратите внимание на то, что от этого материал только выиграет.
Аргумент, который не стоит использовать, самый сильный, но и самый опасный с точки зрения последствий: объявить, что материал будет опубликован только в переделанном виде, и выбор останется за автором — согласиться с мнением руководителя или остаться при своем.
В сложных, конфликтных ситуациях вопрос о качестве материала можно вынести на редакционную летучку или заседание редколлегии, предварительно дав прочитать текст ведущим сотрудникам.
|
|
|
|
Отказ от выполнения задания
Часто встречающийся конфликт — особенно в коллективах, где много молодых, неопытных сотрудников. Начинающий журналист может искренне не верить в возможность выполнения задания, и обязанность руководителя — убедить коллегу в достижимости цели. Тут уместны самые различные способы убеждения — от примеров из собственной практики до совместного сочинения вопросов интервью или плана журналистского расследования (а всякий аналитический материал есть расследование, выполненное особыми, журналистскими методами).
Корреспондент должен искренне поверить в реальность поставленной цели — иначе его материал так и не станет полноценным творческим продуктом, а будет полуфабрикатом, отпиской. Можно напомнить ему (с юмором), что в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» журналист имеет право отказаться от выполнения данного ему задания, только если «оно либо его выполнение связано с нарушением закона» (ст. 49).
|
|
|
|
Необходимость сокращения текста
Почву для подобного рода конфликтов в редакциях дает, как правило, плохая технология производства, точнее — ее отсутствие. Там, где композиционная модель газеты или журнала исполняется неукоснительно, там редко возникают проблемы подобного рода: объем материала определяется исходя из отведенного для данной тематики места, и поэтому текст, написанный в заданном количестве знаков, естественно, не будет подвергаться механическим изменениям. В противном случае редактору не избежать стрессовых ситуаций — объяснений с авторами, особенно с юными, дорожащими каждым своим выстраданным в творческих муках словом.
Таким образом, надо устранять причину возможных конфликтов с сокращением текстов. Если же надобность «ужимания» материала возникла по объективным причинам (срочное сообщение, вдруг возникшая острая проблема), его следует провести максимально тактично: автор должен быть поставлен в известность, а если правка была сделана в его отсутствие, надо найти способ согласовать сокращения и, даже извиниться.
|
|
|
|
Срыв сроков предоставления материала

Несвоевременная сдача материала — одно из грубейших нарушений технологической дисциплины. Однако в зависимости от объяснений, проступок журналиста можно рассматривать и как нарушение трудовой дисциплины. Скажем, если сотрудник вместо работы устроил себе выходной, то это, конечно, вопрос его отношения к установленному в редакции трудовому распорядку. Налицо конфликтная ситуация, но с очевидной основой.
Другое дело, если сотрудник не сдал материал по причине творческих трудностей или, например, необходимости завизировать текст, или получить новые, самые последние данные. В этих причинах следует разобраться и реагировать в зависимости от оправданности трудностей, встреченных журналистом. Какие-то причины вполне можно счесть уважительными.
Но в любом случае в разговоре с корреспондентом следует подчеркнуть, что несвоевременная сдача материала ставит коллектив в сложные условия, а график выпуска номера — под угрозу срыва. Впрочем, главной провинностью журналиста часто становится не сам факт задержки материала, а отсутствие у редактора или ответственного секретаря информации о проблемах с подготовкой материала. Вот коренная причина конфликта — невозможность что-либо предпринять в ситуации потерянного времени. Вывод из подобной конфликтной ситуации может быть сделан такой. Для того чтобы не подвести редакцию всерьез — сообщите о своих трудностях немедленно. Это правило нужно закрепить как закон. |
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
|
|
|
|